Высшее образование

Проект «История успеха»: Алихан Динаев

Print

Alihan04ы

«История успеха» – это постоянная рубрика Северо-Западного института управления РАНХиГС, где выпускники вуза рассказывают, как управленческое образование пригодилось им в жизни, что пришлось преодолеть на пути к успеху, и какие профессии приносят счастье.  

Алихан Динаев – победитель всероссийского конкурса «Учитель года» в 2018 году. Он окончил СЗИУ РАНХиГС и преподает обществознание и право в математической школе в Грозном, ведет программу на телевидении и популярный канал на YouTube. В интервью проекту «Истории успеха выпускников» Алихан рассказал о том, как быть на одной волне с учениками, есть ли недостатки в системе ЕГЭ, и чего не хватает школе.  


Я понимаю, почему учителю нужно управленческое образование


Я окончил Северо-Западную Академию госслужбы в Петербурге, факультет государственного и муниципального управления. В вузе мы изучали самые разные предметы, и когда я выпустился, то привез домой, в Грозный, целый чемодан с тетрадями. Могу сказать, что полученные знания мне пригодились. Сейчас, готовясь к урокам, я перечитываю свои конспекты по психологии, менеджменту и педагогике. Еще полезными оказались занятия по публичным выступлениям, навыки работы с большими объемами информации, умение знакомиться и находить общий язык с людьми. Я и сам понимаю, что Алихан Динаев, который есть сегодня, сформировался именно в стенах аудиторий и научной библиотеки СЗАГС. Моя личность и вообще судьба были бы совершенно иными, учись я в другом месте.


 «Учитель года» – не только почетный статус


После победы в конкурсе «Учитель года» прежде всего изменился мой распорядок жизни. Это связано с постоянными разъездами по стране. За последние три с половиной месяца я побывал более чем в десяти регионах и городах. Отсюда много вынужденных дистанционных занятий с учениками и переносов уроков на выходные дни. Кроме того, стал выше мой социальный статус. Звание «Учитель года» довольно почетно: меня узнают на улицах, много пишут, что-то предлагают и советуют, иногда благодарят. Конкурс помог мне расширить круг знакомств и открыл новые возможности. Например, недавно я встретился со студентами родного Северо-Западного института управления РАНХиГС и получил огромное удовольствие от общения с ними.  


Преподавание как творчество и возможность устроить свою жизнь


Молодых учителей в нашей школе довольно много. Думаю, школа их привлекла тем, что она новая и современная, в текущем году ей исполнится четыре года. Хотя, конечно, если посмотреть в целом по стране, проблема с нехваткой свежих кадров существует. К сожалению, вдвойне неохотно преподавать идут мужчины. Главным образом из-за не самых высоких зарплат. Но могу сказать, что хороший специалист имеет все шансы достойно зарабатывать. Например, в Чеченской республике есть много программ денежного стимулирования и помощи с жильем, особенно когда привлекают учителей в сельские школы. К тому же государство регулярно направляет педагогов на курсы повышения квалификации. В общем человек нашей профессии никогда не будет страдать от безденежья, и занимаясь важным социально необходимым делом, способен устроить и свою жизнь.

Может быть, это звучит парадоксально, но недавним выпускникам вузов зачастую легче заработать авторитет в классе, чем коллегам в зрелом или пожилом возрасте. Потому что они, как говорят в среде учеников, на одной волне, у них много общих интересов и в целом, как показывает практика, молодые учителя детям интереснее. Если ты профессионал, искренне хочешь помочь своим воспитанникам, то обязательно станешь для ребят другом. 


Признавать свои ошибки не стыдно


За годы работы в университете и в школах я не участвовал ни в одном серьезном конфликте. Но когда какие-то проблемы возникают, то пытаюсь понять причины, и ни в коем случае не подкидываю дровишки в чуть-чуть разгоревшийся костер. Иногда нужно просто индивидуально поговорить с человеком или связаться с ним в социальных сетях, чтобы вернуться к хорошим доброжелательным отношениям. Здесь учитель должен признать свои ошибки, если он был не прав, и в этом нет ничего стыдного, потому что мы все неидеальны. Уверен, что путем диалога любое напряжение можно погасить и вернуться как минимум к взаимоуважению.  


Региональная или столичная школа? Разницы нет


Мне не легко сравнивать, поскольку я не преподавал в других регионах, за исключением нескольких открытых уроков. Но даже они убедили меня в том, что дети очень похожи. Вне зависимости от места своего проживания все мальчики и девочки любопытны, читают одни и те же книги, смотрят одинаковые фильмы, часто у них совпадают музыкальные интересы. В этом отношении мои старшеклассники такие же как в других областях, краях и республиках. Ведь у нас одна страна и общая культура.


У ЕГЭ много плюсов, но до идеала еще далеко


Конечно, ЕГЭ далеко не идеальная система оценки знаний, но, на мой взгляд, вещь необходимая и важная. Ведь любой выпускник из любого уголка страны, если хорошо готовится и знает предметы, может поступить в самый лучший вуз России и учиться бесплатно.

Тем не менее есть серьезные проблемы. Например, у меня в прошлом году один ученик показывал большие способности к обществознанию. Но перейдя в 11 класс, решил поступать на программиста и тогда же стал пропускать мои занятия. Ситуация, когда человек сдает определенные предметы и его интерес к остальным предметам моментально снижается, мне мягко говоря не нравится.

Многие учителя в школах, на самом деле, вынуждены заниматься натаскиванием на результат, а воспитание, формирование личности отходит на второй план. Мы учим детей запоминать признаки массовой или элитарной культуры, потому что это важно знать на экзамене, а в реальной жизни вряд ли пригодится.

Атмосфера на ЕГЭ часто бывает психологически тяжелой. Каждый ученик из-за детекторов, тотального контроля себя чувствует чуть ли не преступником. Кстати, в интернете есть много шуток о том, что в 2030 году вокруг ребенка омоновцы с автоматами и 50 камер будут наблюдать, как он пишет работу. Это, конечно, явное преувеличение, но что-то в нем есть близкое к правде.

Мне хотелось бы донести до старшеклассников, что ЕГЭ – не самое главное. Да, это важный этап для российского школьника. И все же как бы он не завершился, у любого человека – вся жизнь впереди. Колоссальное количество возможностей, которые можно использовать, если в дальнейшем хорошо учиться и добиваться своего.


Что нужно менять в школе


Мне кажется, что объем школьной программы чрезмерно велик и зачастую содержит в себе малоприменимые знания. Допустим, в обществознании одна из главных, на мой взгляд, тем звучит как рациональное поведение индивида, собственника и предпринимателя. Суть в том, чтобы научить составлять бюджет, планировать доходы и расходы, инвестировать деньги и быть финансово грамотными. На уроке перечисленным вопросам уделяется буквально один-два часа, а в ЕГЭ они редко встречаются.

При этом мы спрашиваем у детей о вещах, которые они в общем-то всегда при желании могут посмотреть в интернете. Например, чтобы найти информацию «земельный налог – это местный или региональный», нужно потратить буквально пять секунд. А вот как заплатить налоги, составить налоговую декларацию, написать обращение – этих практических навыков, которые упростят в будущем жизнь, сделают ее качественнее, ученикам часто не хватает.

Конечно, в образовательной системе немало недостатков. И все же со многими из них учитель на месте может работать. Важно, чтобы мы, преподаватели, были едины в своем стремлении улучшить процесс передачи знаний. Я, например, проходя программу, которую необходимо отвечать на экзамене, стараюсь сделать уроки более практико-ориентированными: учу составлять иски и обращаться в суд, решать задачи по финансовой грамотности. Считаю, что образование, как минимум, должно сделать так, чтобы, окончив школу, человек был не маленьким ребенком, непонимающим в каком огромном мире он оказался, а вполне сформировавшейся личностью. 

 

 

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА

Телефон:
+7 (812) 335-94-94 – диспетчер.

E-mail: sziu@ranepa.ru

Московский кампус РАНХиГС 
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ

199178 Россия, г. Санкт-Петербург
Средний пр. В.О., д. 57/43

Телефон:+7 (812) 335-94-94, доб. 1306

E-mail: priem-sziu@ranepa.ru
ПРЕСС-СЛУЖБА

Тел.: +7 (921) 099-61-41
E-mail:
sakharov-rg@ranepa.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Наши выпускники управляют страной!