Новости

Эксперты РАНХиГС разработали для госслужащих рекомендации по удаленной работе

27 Апреля2020
Эксперты РАНХиГС разработали для госслужащих рекомендации по удаленной работе

Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС опубликовал рекомендации для госслужащих, работающих в режиме удаленного доступа. Рекомендации были подготовлены в соответствии поручениями заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко. Документ включает пошаговые инструкции и рекомендации по организации работы для руководителей, сотрудников и команд, которые в настоящий момент контактируют только онлайн.

«Изменения затронули почти все организации, технологии, процессы и инструменты управления, но больше всего – самих людей, у которых одновременно вырос объем работы, уровень стресса и неуверенность в завтрашнем дне. При этом требования к сотрудникам возросли, – комментирует академический директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации Мария Шклярук. – Можно сказать, что речь идет о срочной и вынужденной цифровой трансформации, и готовность органов государственной власти к работе в новых условиях оказалась неравномерной. При этом госорганы должны оперативно реагировать на изменения ситуации в условиях кризиса, готовить решения, которые потребуются и после окончания режима удаленной работы. При составлении рекомендаций мы учли основные вызовы как на уровне отдельного специалиста, так и на уровне команды, руководителя и органа власти в целом».

Разделы документа посвящены как адаптации людей к новым условиям работы, так и вопросам организации работы команд и руководителей, которые управляют изменениями в организации – например, внедряют практики проектного управления, запускают новые проекты, меняют внутренние процессы. По мнению Марии Шклярук, работа в удаленном режиме позволит многим организациям выявить процессы и задачи, которые можно оптимизировать. Кроме того, сегодня происходит развертывание новых цифровых инструментов, ускоряются процессы принятия решений, взаимодействие с гражданами и организациями. Полученный опыт ведомства смогут использовать после окончания режима самоизоляции, переходя к более высокой стадии цифровой зрелости.

Для подготовки рекомендаций исследователи Центра провели опрос среди руководителей и заместителей руководителей федеральных и региональных органов исполнительной власти о практике организации перехода и управлении в условиях удаленной работы. Своим опытом поделились как функциональные руководители ФОИВ, которые уже получили и обобщили опыт такого перехода, так и руководители проектных команд, команд разработки продуктов, которые уже давно работают в режиме территориально распределенной команды. Руководители описали основные организационные и технические сложности, а также мотивационные, коммуникационные и психологические проблемы сотрудников, связанные, в частности, с тем, что рабочий день стал «размытым», процессы изменились, рабочее место необходимо организовать себе самостоятельно, а многие решения в условиях изоляции приходится принимать под личную ответственность.

При составлении рекомендаций был учтен успешный опыт ряда организаций, в том числе опыт перехода Счетной палаты Российской Федерации в режим удаленной работы.

«Штатный режим работы Счетной палаты практически не предусматривал удаленную работу: бóльшая часть наших сотрудников много работает на объектах, взаимодействует с людьми, ― комментирует директор по развитию человеческого капитала Счетной палаты Алексей Суханов. ― Тем не менее мы оказались неплохо готовы к новой модели работы, сумев реализовать переход к ней за две-три недели. Сложившаяся ситуация, конечно, потребовала мобилизации всех ресурсов и максимального напряжения людей. И считаю, что команда Счетной палаты сработала на “отлично”, как в части развертывания необходимой инфраструктуры, настройки оборудования и доступов, так и в адаптации рабочих процессов и способов взаимодействия под новую реальность».

По мнению Алексея Суханова, вынужденный переход к удаленной работе создаст возможности для быстрого внедрения инструментов коллективной работы и дебюрократизации: например, организациям придется перейти на электронный документооборот, изменить практику проведения длинных совещаний. Удаленная работа также требует от государственных служащих массового освоения цифровой грамотности и лучшего освоения как базовых цифровых навыков, так и навыков управления временем, распределения задач, приоритезации.

Помимо организационных вопросов, слабым звеном при переходе на удаленную работу становится информационная безопасность организации. Когда сотрудники организации пользуются служебной техникой, то в организации без проблем соблюдаются политики и правила информационной безопасности. Однако если сотрудники начинают работать на своих устройствах, периметр безопасности организации уже не так защищен, как обычно, и это требует новых мер безопасности. По мнению авторов рекомендаций для госслужащих, одним из возможных вариантов может быть соглашение с сотрудником о том, что в период кризисной ситуации он полностью отдает управление своим личным устройством в руки администраторов организации, в том числе администраторам по безопасности. Допустимы и более мягкие меры в зависимости от рисков компрометации ценных сведений на каждом конкретном устройстве.

Полная версия рекомендаций опубликована на сайте Центра и будет обновляться по мере появления новых практик и знаний.

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА

Телефон:
+7 (812) 335-94-94 – диспетчер.

E-mail: sziu@ranepa.ru

Московский кампус РАНХиГС 
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ

199178 Россия, г. Санкт-Петербург
Средний пр. В.О., д. 57/43

Телефон:+7 (812) 335-94-94, доб. 1306

E-mail: priem-sziu@ranepa.ru
ПРЕСС-СЛУЖБА

Тел.: +7 (921) 099-61-41
E-mail:
sakharov-rg@ranepa.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Наши выпускники управляют страной!