21 декабря на площадке музея современного искусства «Артмуза» участники театрального коллектива СЗИУ РАНХиГС «Версия» в режиме онлайн представили спектакль «Одноклассники» по одноименной пьесе польского драматурга Тадеуша Слободзянека «Одноклассники. История в 14 уроках». Художественным руководителем и постановщиком выступает режиссер театральной студии Института Галина Муртазина.
Спектакль основан на реальных событиях. Сюжет разворачивается в маленьком польском городке Едвабне. Перед зрителем на сцене предстает школьный класс, в котором вместе учатся поляки и евреи. Взросление героев происходит на фоне разгорающейся Великой Отечественной войны. Тогда Польша подверглась разделу между Германией и СССР. Приход красных вызывает воодушевление у евреев, но недовольство среди поляков, желающих защитить свои национальные интересы. Раскол в обществе приводит к трагедии. В 1941 году разъяренные жители устраивают на улицах погром, а затем заживо сжигают 1600 человек – практически всех населяющих городок евреев.
В ходе спектакля артисты погружаются в реалии событий прошлого, где бывшие одноклассники жестоко расправляются со своими друзьями и их семьями. Зритель проходит с героями весь путь: от беззаботного детства до момента столкновения с жестокой, безжалостной к простому человеку системой. Каждый должен сделать выбор: прийти на помощь ближнему, проявив человечность, или, поддавшись страху, совершить преступление.
Отвечая на вопрос, что побудило поставить спектакль на такую серьезную тему, режиссер Галина Муртазина объясняет: «Наш спектакль дает возможность переосмыслить историю в Едвабне, отдать дань памяти людям, которые пострадали от тех страшных событий. В данном случае речь идет не только об уничтожении народа, но и о разрушении его культуры и духовных ценностей. Мы задаем общечеловеческие вопросы: как между отчаянием и безумием остаться человеком».
Наряду с постоянным составом театра «Версия», на сцене сыграли участники, пополнившие студенческую студию этой осенью. После премьеры молодые артисты рассказали о процессе подготовки к спектаклю:
– Сколько времени занял у вас процесс постановки?
Иван Швецов (Зигмунт): «Первые мысли возникли у нашего режиссера-постановщика год назад. Мы как раз вернулись с фестиваля и были в поисках нового материала. Работа немедленно началась, но в разгар пандемии регулярно репетировать стало невозможным. В итоге мы подготовили спектакль примерно за три месяца, встречаясь два-три раза в неделю». – Серьезность темы спектакля вас пугала или наоборот воодушевляла? Алексей Колесов (Абрам): «Абсолютно не пугала. Я сам не люблю комедии, поэтому мне интереснее участвовать в чем-то подобном. К сожалению, в современном мире больше жестокости, чем добра, поэтому замысел постановки легче воспринимается».
Михаил Бондаренко (Хенек): «Как только я узнал, что спектакль про Польшу, меня это очень заинтриговало, так как я уже был знаком с произошедшими там в военные годы событиями. Интересно и, в хорошем смысле этого слова, волнительно, было погрузиться в атмосферу пьесы».
– Сложно ли было вжиться в роли? Каково это: играть мучителей, жертв?
Иван Швецов (Зигмунт): «Мне было интересно играть моего героя. С самого начала я воспринял эту роль как вызов, и поэтому очень хотел все это сыграть и пережить».
Андрей Иванов (Менахем): «Довольно сложно. На самом деле, мне даже приходилось себя где-то ломать. Менахем добрый, душа компании, но при этом имеет внутренний стержень, и, как мне кажется, я все-таки не до конца смог эмоционально его дожать в некоторых сценах. Но что получилось, то получилось, будем продолжать над этим работать!».
Владислав Лысак (Рысек): «Главное было понять, что чувствует персонаж. Для некоторых актеров подобные двоякие роли идут в противостоянии с их личностью, но у меня с этим проблем не возникло. В целом мне очень понравилась роль. Она яркая, интересная и очень живая».
Маргарита Сбродова (молодая Рахелька): «Сложно. Очень сложно, потому что я долго не могла понять, какая она. Мне не хватало в сценарии каких-то подсказок, что мой персонаж из себя представляет. Из разных отрывков постепенно приходилось самой узнавать, кто же Рахелька на самом деле и как-то конструировать образ».
– Опишите несколькими словами, о чем этот спектакль конкретно для вас?
Михаил Бондаренко (Хенек): «Этот спектакль о взаимоотношениях людей, которым приходится столкнуться с трудностями, независящими от них. О том, как ты либо перестаешь быть человеком, либо остаешься им до конца».
Алексей Колесов (Абрам): «О человечности. О том, как легко она пропадает в стрессовых обстоятельствах».
Иван Швецов (Зигмунт): «Конкретно для меня этот спектакль про человечность, дружбу, предательство. Ну и, конечно, про Зигмунта».
Владислав Лысак (Рысек): «Наверное, о жизни».
Зрители тоже поделились своими впечатлениями от премьеры:
«Очень тяжелый, но актуальный сейчас спектакль. Меня искренне удивило, как ребята смогли сохранить некую отстраненность и условность, как бы позволяя зрителю самому погрузиться в этот мир».
«Он ействительно подталкивает переосмыслить свою жизнь, какие-то взгляды».
«Невероятно сильно понравился посыл спектакля и его визуальная составляющая. Момент сожжения сделан просто потрясающе с художественной точки зрения! Еще хотелось бы выделить мальчиков, играющих поляков. Такая убедительная игра, что буквально хотелось выплеснуть на них всю свою ярость за этот патриархально-жестокий мир».
«Пытаясь выделить кого-то одного, понимаю, что не могу этого сделать, потому как каждый отыграл свою роль очень хорошо. Актеры гармонично сыграли, создавая целостную картину. Один не мог существовать без другого. И вообще, как мне кажется, суть спектакля как раз в том, что ребят нельзя разделять. Они одноклассники – одно целое».
«Я бы с большим удовольствием посмотрела спектакль повторно. Каждый раз замечаешь какие-то важные детали, упущенные ранее, по-новому воспринимаешь происходящее».
Посмотреть премьеру спектакля «Одноклассники» можно в записи по ссылке.