ЦИФРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ РАНХиГС В ПЕТЕРБУРГЕ

Зачем современному вузу единая образовательная среда, онлайн библиотека и бот с искусственным интеллектом?
Расскажем про опыт и лучшие практики внедрения цифровых технологий в образовательный процесс на примере СЗИУ РАНХиГС.

Добро пожаловать в вуз XXI века!

Быстро меняющийся мир и вызовы цифровой экономики требуют современного подхода к образованию, повышения его качества и доступности. «Умные» технологии активно внедряют вузы Америки и Европы. Отечественная высшая школа не отстает от зарубежных, яркий тому пример – Северо-Западный институт управления РАНХиГС.

Петербургский кампус Президентской Академии одним из первых в стране взял курс на цифровизацию. В Институте работают над созданием принципиально новой модели научной деятельности и управления.

ФОРМИРУЕМ ЕДИНУЮ ЦИФРОВУЮ СРЕДУ

Важным шагом к современному и удобному учебному процессу в СЗИУ РАНХиГС стало создание виртуальной рабочей среды (VDI), обеспечившей каждому из более чем 15 тысяч студентов и слушателей доступ с мобильных устройств к электронным классам. Масштабный проект, реализация которого началась ещё в 2016 году, позволяет учащимся выполнять задания дистанционно и в режиме онлайн следить за изменениями в расписании.

«Такой подход повышает комфорт и вовлеченность студентов в учебный процесс», – говорит начальник управления информационных систем и автоматизации Дмитрий Астахов. – Гораздо удобнее использовать для выполнения поставленных преподавателем задач привычный гаджет, который всегда под рукой».

Подключение к VDI зашифровано с использованием электронного сертификата по технологии TLS 1.2, а также защищено от перехвата данных специальным алгоритмом подтверждения подлинности, что позволяет учащимся осуществлять вход в личный кабинет по открытым каналам связи, максимально просто и при этом безопасно из любого места, где есть Интернет.  

К слову, возможность подключения ко всемирной паутине и стабильную связь во всех учебных корпусах СЗИУ РАНХиГС обеспечивают более 300 точек доступа высокоскоростного Wi-Fi. Сеть рассчитана на 5000 активных пользователей, и есть возможность расширять ее в дальнейшем. Современные цифровые технологии дали возможность студентам и преподавателям подключаться к системе электронного обучения, справочно-правовым базам со своих мобильных устройств, ноутбуков и других гаджетов.

СОЗДАЕМ ОНЛАЙН-БИБЛИОТЕКУ

Впрочем, личный кабинет в системе VDI позволяет учащимся Президентской Академии не только следить за расписанием и выполнять самостоятельные задания, но и открывает доступ к масштабным библиотечным ресурсам. Согласно исследованию компании «Юрайт.Статистика», Северо-Западный институт управления проявляет наибольшую активность среди региональных кампусов РАНХиГС в использовании электронных образовательных ресурсов.

Так, в 2020 году по запросам студентов и преподавателей Института было выдано свыше 23 тысяч книг в онлайн формате. Интерес к цифровым хранилищам наблюдался в СЗИУ и ранее – на протяжении нескольких лет показатели стабильно увеличиваются наравне с «физическими» посещениями библиотек факультетов и числом книг, взятых «вживую».

«В декабре 2019 года по активности обращений к образовательной платформе «Юрайт» Институт был на первом месте в сети Президентской Академии. Педагоги отбирают там учебники и пособия для изучения своих дисциплин, а учащиеся используют эти материалы в процессе подготовки к занятиям и зачётам», – рассказала начальник информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС Ирина Чигарева.

Вместе с тем она добавила, что помимо упомянутой платформы, Северо-Западный институт управления подписан еще на 4 электронные библиотечные системы, каждая из которых уникальна и подобранна в соответствии с запросами студентов.

«Например, на факультете среднего профессионального образования предпочитают ЭБС «Знаниум», поскольку там много профильной литературы для учащихся колледжей и техникумов, а факультет таможенного администрирования и безопасности, судя по нашим данным, «прочитал» весь «Айбукс», являющийся эксклюзивным поставщиком учебников по IT. При этом у нас обширная база иностранной литературы, актуальных периодических изданий, научных журналов и диссертаций – все эти ресурсы в полнотекстовой форме доступны нашим учащимся», – резюмировала Чигарева.

ОСТАЕМСЯ ПЕРВЫМИ В ПЕТЕРБУРГЕ

Многие проекты в сфере IT, реализуемые в СЗИУ РАНХиГС, не имеют аналогов в других вузах. Институт выступает в роли пилотной площадки внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, что позволяет осуществлять подготовку специалистов нового поколения. Успешная практика совмещения дистанционных и традиционных форм обучения, участие в проектной деятельности Института, развитие одновременно навыков hard и soft формирует у студентов компетенции XXI века. Цифровизация расширяет горизонты образования, а специально созданные «мобильные помощники» открывают для студентов безграничные возможности.

«Современные вузы осуществляют свою деятельность в переменчивое и очень интересное время. Время технологических открытий и глобализации. Нам важно соответствовать ему. Уверен, что IT-технологии могут стать точкой роста и помочь высшим образовательным учреждениям достичь высоких результатов в области цифровизации образовательного процесса».
Владимир Шамахов
научный руководитель СЗИУ РАНХиГС

Так, в 2019 году в стенах РАНХиГС в Петербурге состоялась церемония запуска городского проекта «Единой карты петербуржца» (ЕКП). Студенты и преподаватели Северо-Западного института управления в числе первых смогли опробовать возможности ЕКП благодаря соглашению о сотрудничестве вуза с Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга.

Сегодня Единой картой петербуржца пользуются более 5000 учащихся СЗИУ, а также 1200 работников Института.

Для студентов ЕКП стала:

пропуском на территорию вуза

проездным билетом

ключом к цифровой образовательной среде

банковской картой
для получения стипендии

Кампусное приложение карты позволяет вузу вести мониторинг системы посещаемости занятий, отмечать присутствие преподавателей на лекциях. Для этого в учебных аудиториях СЗИУ РАНХиГС были установлены специальные считыватели. Перед входом в кабинет достаточно приложить ЕКП к устройству, и система автоматически отметит присутствие студентов и преподавателя. Кроме того, студентам-держателям карты открыт доступ к системе скидок и программам лояльности, разработанными банками-партнёрами.

ОТКРЫВАЕМ КИБЕРПРИЁМ

Как и для многих высших образовательных учреждений, пандемия коронавируса стала серьезным испытанием для работников и студентов Северо-Западного института управления РАНХиГС.

«У нас не было времени «на раскачку» и в очень короткий срок мы с нашим преподавательским коллективом проделали путь от «организованного хаоса» к упорядоченному процессу обучения в режиме полного дистанта, в том числе и самостоятельной работы студентов», – говорит заместитель директора Института Евгений Китин.

Последующее важнейшее решение вуза коснулось приёмной кампании 2020 года. СЗИУ РАНХиГС первым среди высших образовательных учреждений Петербурга объявил о старте цифровой приёмной кампании. Абитуриенты получили возможность подать документы на поступление, не выходя из дома, используя ресурсы собственной информационной системы Президентской Академии.

«Это касается не только иногородних абитуриентов, но и выпускников школ
Петербурга. Подчеркну, мы делаем всё возможное, чтобы в условиях ограничительных мер, направленных на борьбу с COVID-19, наши будущие студенты смогли поступить на интересующие их направления подготовки», – подчеркнул научный руководитель Петербургского кампуса РАНХиГС Владимир Шамахов.

Для того, чтобы всегда быть на связи с абитуриентами СЗИУ РАНХиГС включил в состав работников технического секретариата приёмной комиссии виртуальный консультант с искусственным интеллектом. «ВИКТОР» – так назвали бота, сопровождает абитуриентов на всех этапах поступления в вуз.  С момента начала приёмной кампании его помощью воспользовались более 2000 человек.

По словам разработчиков, чаще всего выпускники школ и их родители обращаются к виртуальному консультанту с вопросами о правилах и сроках приёма документов на бюджет, индивидуальных достижениях, которые учитываются при поступлении, а также датах дополнительных вступительных испытаний. Бот имеет способность обучаться и, хотя сейчас на некоторые вопросы «ВИКТОР» может не знать ответов, он ежедневно расширяет свои познания благодаря инструментам машинного интеллекта.


«Мы рады, что наш чат-бот востребован и помогает выпускникам школ в любое время дня и ночи оперативно получать всю необходимую информацию о поступлении в вуз. В условиях отсутствия «живого» общения, для нас очень важно всегда быть на связи с абитуриентами. Мы видим, что «ВИКТОР» пользуется популярностью, количество пользователей сервиса увеличивается с каждым днём», – резюмировал Владимир Шамахов.

УЧИМ ВНЕДРЕНИЮ IT-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

В СЗИУ РАНХиГС уверены, что система образования наряду с другими сферами жизни общества должна обеспечивать уверенный переход в цифровую эпоху, необходимую для формирования новых подходов к обучению и ориентированную на потребности современного студента.

Находясь на пути создания в вузе своей уникальной цифровой среды, Петербургский кампус Академии находит дополнительные способы применения современных технологий – обеспечение непрерывности процесса обучения или life-long-learning – обучение в течение всей жизни, совершенствование дистанционного обучения с применением последних программных решений, развитие цифровых библиотек и кампусов, и, конечно, обмен опытом с ведущими представителями образовательных учреждений России и мира.

Именно поэтому Северо-Западный институт управления является организатором первого в Санкт-Петербурге IT-форума, посвященного цифровой трансформации в образовательной сфере. В 2019 году масштабная дискуссионная площадка объединила экспертов в отрасли информационных технологий, специалистов IT-подразделений, проректоров и руководителей профильных департаментов российских и зарубежных вузов.

В рамках форума состоялись презентации наиболее успешных IT-проектов, реализованных в Северо-Западном институте управления РАНХиГС. Особое внимание уделялось системе управления вузом, построению сети беспроводной связи, интеграционным механизмам внутренних систем автоматизации, системе виртуализации рабочих мест, а также вопросам, связанным с информационной безопасностью образовательных учреждений.

ЧТО ГОВОРЯТ СТУДЕНТЫ?