В новом выпуске издания «Петербургский дневник» опубликована традиционная колонка директора петербургского кампуса Президентской академии.
Накануне в России отметили День преподавателя высшей школы. Сейчас в вузах города работают 73 тысячи человек.
С момента своего появления отечественная высшая школа всегда носила ярко выраженный ценностный характер. Преподаватели воспринимались именно как носители традиционных ценностей, основные примеры для подражания. Функции образования и воспитания в этой парадигме неразрывно связаны между собой: формирование настоящего профессионала своего дела просто невозможно представить без культивирования в нем лучших человеческих качеств – патриотизма, ответственности, внимания и бережного отношения к людям.
И это совершенно не удивительно. Истинный созидательный труд, необходимый для развития общества, – не набор механических действий по решению отдельных задач. Это сложный и осознанный процесс, успешный результат которого определяется степенью вовлеченности в него исполнителя. Если, например, из составляющих формулы хорошего врача убрать сострадание, оставив лишь достаточную профессиональную подготовку, будет ли этот специалист так же хорош? Уверен, что нет. И речь тут не просто об уровне комфортного общения.
Пожалуй, именно по этим причинам Болонская система не прижилась в России. Исключительно компетентностный подход к образованию совершенно чужд нашему обществу, что уже привело к ряду серьезных последствий.
Согласно недавнему исследованию ученых Президентской академии в Санкт-Петербурге, в шкале ценностей у студенческой молодежи на первых местах – материальный достаток, свобода и независимость.
А такие категории, как труд, возможность приносить пользу людям, патриотизм и гражданственность, отходят на второй план. Подобное смещение акцентов, на мой взгляд, является серьезным сигналом для общества. Нам необходимо более серьезно работать с подрастающим поколением.
В этой связи видятся крайне важными те перемены, которые в настоящее время происходят в системе высшей школы. Образовательный и воспитательный компоненты вновь гармонично дополняют друг друга.
Это накладывает большую ответственность на всех преподавателей. Именно от них будет зависеть то, каких профессионалов мы получим в ближайшем будущем. А также насколько эти профессионалы будут готовы трудиться на благо общих интересов и для процветания нашего Отечества.
Источник: «Петербургский дневник»