
В рамках работы Зимней школы «Международная школа медиации», прошедшей на площадке СЗИУ РАНХиГС 3-6 февраля, представители авторитетной европейской организации The Crisis Management Initiative провели учебный модуль по переговорам.
Старший советник Европейского института мира (The European Institute of Peace), руководитель программы CMI (The Crisis Management Initiative) по Евразии Роксана Кристеску представила участникам Школы подробный обзор используемых технологий переговоров. Особое внимание спикер уделила значению подготовительного этапа, предшествующего непосредственно переговорам, роли посредников при подготовке к переговорам, рассказала о том, как формируются переговорные форматы.
У слушателей сильный интерес вызвали именно различные аспекты деятельности посредника в переговорах.
«Процессы, протекающие в многосторонних организациях, вовлеченных в посредничество, бывают слишком забюрократизированы и нередко имеют немало ограничений, например, политических, конституционных или связанных с мандатом. В этом смысле дипломатия второго трека более гибкая», — пояснила Роксана Кристеску
Ещё один тренинг, проведенный старшим советником CMI (Crisis Management Initiative) по Евразии и отношениям с ЕС Денисом Матвеевым, был посвящён механизмам переговоров. Эксперт описал приёмы, способствующие достижению цели переговоров, а также показал, насколько важно анализировать не только конфликт в целом, но и позиции, интересы и потребности его сторон.
«Переговоры, основанные на принципах, намного эффективнее, чем переговоры, базирующиеся на позициях», — отметил Матвеев.
Для того чтобы студенты могли апробировать новые навыки, под руководством Дениса Матвеева была проведена ролевая игра, в ходе которой участники примерили на себя роль переговорщиков, представляющих стороны, стремящиеся завладеть уникальным ресурсом. В ходе игры участники Школы самостоятельно решали вопрос о принципах или позициях при проведении переговоров. Достичь действительно взаимовыгодного решения было сложно, но большинству участников это удалось.
«Очевидно, что участники, оказавшись (хоть и в ходе игры) на месте одной из сторон переговоров были вынуждены выстроить свою тактику ведение диалога с оппонентами, учитывая не только свои интересы и потребности. Это бесценный практический опыт, когда недавно прозвучавшие рекомендации вроде бы общего характера становятся реальным руководством к действию», — отметила сомедератор третьего дня Зимней школе, доцент кафедры региональной политики и политической географии СПбГУ Наталия Михеева.
По мнению сомодератора, директора Центра международной проектной деятельности УМС СЗИУ РАНХиГС, старшего преподавателя Кафедры международных отношений Дмитрия Новика, особенно полезным оказалась именно практическая составляющая работы.
«Невозможно полностью понять логику переговоров, только читая учебники и слушая лекции, какими бы блистательными они ни были. Прямое общение с профессионалами-практиками и имитационные (игровые) формы – это прекрасный инструмент, позволяющий
понять, как переговоры происходят на самом деле, и я рад, что у участников Международной школы медиации есть такая возможность», — подчеркнул Новик.
Как отметила организатор мероприятия, руководитель проекта, доцент кафедры международных отношений Нина Шевчук, второй обучающий модуль от CMI запланирован к проведению в июне.
«Переговоры – это такая практика, освоить которую исключительно с помощью теоретического материалы или в ходе самостоятельного изучения невозможно. Методом проб и ошибок, снова и снова апробируя те или иные приемы, студенты учатся выстраивать переговорное пространство, сопоставлять интересы сторон, искать компромисс. Это сложный процесс, и поэтому мы разделили модуль на две части», — отметила Шевчук.
Зимняя школа «Международная школа медиации» прошла в рамках проекта «Европейский союз и Россия: возможности для совместных действий по урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве», реализуемого при поддержке Европейского Союза в рамках программы Erasmus+ Jean Monnet, номер проекта 620219-EPP-1-2020-1-RU-EPPJMO-PROJECT.