
Объем несырьевого неэнергетического экспорта России за 2025 год составил $156,7 млрд, что на 5% выше плана. Об этом заявил статс-секретарь – замглавы Минпромторга РФ Роман Чекушов, выступая на Международном форуме в рамках Недели российского бизнеса.
«Объем несырьевого неэнергетического экспорта <…> – $156,8 млрд ориентировочно, то есть оперативные данные такие. Это на 5% выше плана, это рост к предыдущему периоду. Рост показывают практически все отрасли промышленности по экспорту», – сказал замминистра.
По его словам, положительную динамику продемонстрировали машиностроение, металлургия и лесопромышленный комплекс.
«Если в целом по экспорту порядка 55% в 2021 году был экспорт в те страны, которые сегодня отнесены к недружественным, то по 2025 году мы видим, что этот объем снизился до порядка 25%. То есть существенные изменения географии», – отметил Чекушов.
Он подчеркнул, что в текущих условиях необходимо активнее осваивать новые рынки, финансовые и страховые инструменты, а также расширять источники кредитования для поддержки торгового финансирования.
«Планируем в этом году перезапустить программу по международным транспортно-логистическим коридорам, чтобы новые ключевые рынки, те опорные страны, которые пока еще не связаны полноценным регулярным сообщением с нашей страной, обеспечить этими маршрутами», – добавил замглавы Минпромторга.
«В части наиболее высокотехнологичной продукции – машин, оборудования и транспортных средств – сохраняется тренд на восстановительный рост после санкционного шока: темпы увеличения стоимостных объемов экспорта остаются высокими, но по-прежнему существенно ниже уровня последнего досанкционного года, 2021 года. Сдерживающим фактором для дальнейшего расширения несырьевого экспорта России выступает проводимая антиинфляционная денежно-кредитная политика, а также во многом связанное с ней укрепление курса рубля. Усиление рубля снижает ценовую конкурентоспособность и рентабельность экспортных поставок, прежде всего в обрабатывающей промышленности, что ограничивает возможности наращивания несырьевого экспорта», – отметил ведущий научный сотрудник лаборатории исследований внешней торговли ИПЭИ Президентской академии Александр Фиранчук.
«Современная мировая экономика характеризуется высокой интеграцией, и Россия, безусловно, одна из стран с большой открытой экономикой – вы не можете просто так взять и выключить ее из этого процесса. Это как в живых организмах, которые формируют устойчивые симбиотические связи: точно так же, как мы нуждаемся в чьих-то комплектующих, другие страны нуждаются в наших полуфабрикатах, промышленной продукции и, конечно, в сельхозпродукции. И если вас намеренно пытаются отлучить от каких-то одних рынков, то ничего не остается, как искать выход на другие – и цифры, которые выходят, говорят о том, что это удается. В этом большая заслуга и президента, и внешнеполитических ведомств, и бизнес-структур, с участием которых удается выстраивать новые логистические цепочки и финансовые расчеты. Мы знаем, что на начальных этапах трансформации существенным фактором сдерживания была зависимость от доллара и евро, но сейчас большая часть внешней торговли идет в национальных валютах. И что очень важно – если удастся выстроить эффективную систему новых контрактов, поставок и логистики, то придет абсолютно четкое понимание бессмысленности санкций: когда существенно ослабляет, а местами даже исчезает, негативный эффект от экономических санкций, приходит осознание иррациональности и бессмысленности их дальнейшей пролонгации или наращивания», – прокомментировал руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко.




