Летние террасы, открывшиеся в этом году в середине апреля, столкнулись с серьезной нехваткой персонала. Вместе с тем в оживленный сезон ресторанам требуется в три раза больше сотрудников. О том, каковы причины «кадрового голода», и почему пострадавший общепит остается привлекательной нишей для бизнеса, рассказал профессор кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС, доктор экономических наук Александр Прихач.
По словам эксперта, повышенное число вакансий в общепите связано с тем, что бизнес «соскучился» по прибыли и сейчас старается наверстать упущенное. Как подчеркивает экономист, в Северной столице количество предложений увеличилось на 50–70%. При этом отклики сократилось на 20%.
«Мы наблюдаем катастрофический разрыв в активности работодателей и соискателей. Особенно остро проблему переживают рестораны национальных кухонь, основной персонал которых – рабочие из стран ближнего зарубежья и приезжие. Из-за закрытых границ мигранты не могут вернуться в страну, а жители других регионов до сих пор остаются в родных городах. Вдобавок на волне туристического бума Сочи и Крым переманивают ценные кадры. Заведения готовы платить двойную ставку и снимать сотрудникам жилье», – пояснил Александр Прихач.
Тем не менее профессор отметил, что большинство россиян продолжают считать ресторанный бизнес привлекательной сферой для открытия свое дела. И это несмотря на то, что сегодня общепит уступает позиции в конкурентной борьбе на рынке, трансформировавшемся из-за пандемии.
«Один из вариантов того, почему ресторанный бизнес все еще пользуется спросом – как раз то, что он пострадал. Ниша несколько опустела, поэтому стали появляться активные предприниматели, ориентированные на ее заполнение. Полноценные и работающие проекты все равно будут открываться. У людей есть средства, чтобы начать бизнес и, соответственно, чтобы ходить в такие заведения», – заключил эксперт.