Президент РФ Владимир Путин призвал повысить уровень признания значимости труда педагога. Предложение главы государства прокомментировала ведущий эксперт центра социологических исследований РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат социологических наук Светлана Ляшко.
«Профессия учителя была и остается одной из важнейших в мире. Ведь педагог – ключевая фигура. Именно он занят воспитанием и образованием подрастающего поколения. От его таланта, профессионализма, самоотдачи зависит раскроются ли в учениках лучшие качества, тот потенциал, который позволит им стать яркими, творческими и успешными.
Президент России Владимир Путин объявил 2023 год Годом педагога и наставника. Согласно подписанному указу, это решение должно подчеркнуть общественную значимость профессии, особый статус педагогических работников, в том числе и тех, кто занимается наставничеством. Мероприятия Года направлены на повышение престижа профессии учителя.
Престиж понятие сложное, многослойное. Оно включает в себя и материальную составляющую и уважение со стороны общества.
Всероссийский центр изучения общественного мнения в октябре 2022 года провел телефонный опрос жителей России, приуроченный к ежегодному Дню учителя. Результаты свидетельствуют, что престиж профессии учителя постепенно возрастает, но остается на невысоком уровне. Положение педагогов в обществе граждане России в среднем оценивают на 3,19 баллов по 5-тибалльной шкале, против 2,86 баллов в 2017 году. Причем показатель одинаков среди представителей как молодого, так и старшего поколений. Вместе с тем вызывает беспокойство тот факт, что чем выше уровень образования у респондента, тем ниже он оценивает статус профессии педагога, а сами учителя оценивают свою профессию на 2,94 баллов.
Доходность профессии учителя россияне оценивают еще ниже – в среднем 2,73 балла из 5 возможных. Доходность профессии более высоко оценивают представители старшего поколения (3 балла), молодежь чаще придерживается противоположной точки зрения – 2,46 балла. Сами педагоги оценивают свой заработок в 2,51 баллов по пятибалльной шкале.
Важно заметить, что положительный результат возможен только в том случае, если работа властей по повышению престижа и статуса педагогов в обществе будет иметь системный характер и не ограничится мероприятиями Года педагога и наставника. В первую очередь это должно касаться повышения оплаты труда педагогов, установления базовых окладов на уровне, значительно превышающем МРОТ, выравнивания уровня оплаты труда учителей и наставников в различных регионах России. Комплекс мероприятий, конкурсов и конференций будет абсолютно бесполезным, если не решить этот главный вопрос.
Учитель должен чувствовать свободу и доверие со стороны государства, быть социально защищенным, тогда ему будет проще воспитывать подрастающее поколение, отдавая все свои силы и опыт, талант и вдохновение. Возрастет и число желающих поступить в педагогические вузы. А созданные условия профессиональной деятельности педагогов позволят предъявлять высокие требования к мастерству и квалификации учителей», – прокомментировала эксперт.