
Число бюджетных мест в аспирантуре в 2023 году выросло до 17,8 тыс., кандидатские диссертации также стали защищать чаще. Об этом сказал на пресс-конференции в ТАСС, посвященной вопросам подготовки кадров для промышленности и мерам поддержки молодых специалистов, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
«Мы сегодня увеличиваем количество мест в аспирантуре: в этом году у нас было 17,8 тыс. бюджетных мест в аспирантуре. Аспирантура – это основной институт подготовки кадров высшей квалификации – кандидатов наук», – рассказал Фальков.
Как отметил министр, в последние годы в стране возросло число защит кандидатских диссертаций. «Отрицательный тренд, который был больше 10 лет, мы изменили», – сказал Фальков.
При этом, как подчеркнул министр, главной проблемой аспирантуры является все же не общее число защит, а эффективность института аспирантуры. В предыдущие годы, по оценке Фалькова, эта эффективность «оставляла желать лучшего»: «в самой нижней точке» лишь 10,5% аспирантов защищались в установленные сроки – в процессе обучения либо в течение года после. «Сейчас эти цифры стали меняться тоже в лучшую сторону», – сообщил министр.
«Расширение числа бюджетных мест в аспирантуре можно только приветствовать. Как справедливо отметил г-н Фальков, КПД этого института в виде увеличения количества защищенных работ нуждается в повышении. В этом направлении также предпринимаются меры – буквально на днях Правительство РФ в своем постановлении №1786 разрешило представлять на защиту диссертацию в виде доклада, содержащего обзор ранее опубликованных статей. Совокупность системных мер и повышения уровня бюджетного финансирования постепенно позволят достичь качественных изменений в сфере подготовки научных кадров», – комментирует Айрат Сатдыков, заместитель директора научно-исследовательского центра по науке Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС.
«Аспирантура способствует исследовательским открытиям и инновациям. Аспиранты могут проводить оригинальные исследования, вносить свой вклад в научные и технологические достижения и повышать качество и объем знаний в изучаемой области. Эти навыки полезны для дальнейшей карьеры, включая работу в научных, образовательных и инновационных секторах», – считает старший преподаватель РАНХиГС Санкт-Петербург Дарья Дочкина.