Андрей Хлутков: «Выбирайте не конкретную профессию, а среду для развития»

Новости РАНХиГС Санкт-Петербург

Андрей Хлутков: «Выбирайте не конкретную профессию, а среду для развития»
29 мая, 2025

Директор Президентской академии в Санкт-Петербурге дал интервью журналисту РБК в рамках спецпроекта «Профессии будущего», рассказав о навыках управленцев будущего, непрерывном образовании и партнерстве вузов с работодателями.

Одного диплома о высшем образовании и развитых мягких навыков для блестящей карьеры больше недостаточно, на первое место выходит умение человека постоянно совершенствоваться, говорит директор Президентской академии в Санкт-Петербурге Андрей Хлутков. Чему учат будущих управленцев, зачем проводить фестиваль провалов и как добиться 99% трудоустройства студентов — в интервью Андрея Хлуткова для спецпроекта РБК Петербург «Профессии будущего».

Часть I. Многоуровневое образование

Что сейчас происходит в сегменте высшего образования? Какие тренды, на ваш взгляд, зарождаются?

На первом месте, конечно, переход от образования «на всю жизнь» к образованию «сквозь всю жизнь», к непрерывному и бесконечному процессу расширения своих знаний, навыков и умений. Все понимают, что парадигма «получить хороший диплом на всю жизнь», которая работала еще 30 лет назад, уходит в прошлое. Чтобы успеть за стремительным развитием общества, учиться надо постоянно.

На второе место я бы поставил качество образования. Эта цель официально начертана на знаменах нашего вуза, такую задачу ставит и ректор Президентской Академии Алексей Комиссаров. Важен не факт наличия диплома, а реальные профессиональные компетенции. Однозначно в сфере образования теперь практико-ориентированный подход.

И третье — это индивидуализация траектории обучения, ее обеспечивает связка вуз — работодатель и сам студент. Наша задача как вуза — научить человека учиться, чтобы он легко мог совершенствовать свое знание и сам выбирал нужные знания.

В главные тренды я бы добавил еще технологические моменты, все тренды происходят в условиях стремительно летящей вперед цифровизации. Раньше знаниями, одной технологией пользовалось несколько поколений. Сейчас в течение жизни одного человека технология меняется несколько раз и важно постоянно держать руку на пульсе.

Какие принципиальные изменения в современной системе образования вы бы выделили?

Сейчас мы готовимся к большой структурной реформе высшего образования, направленной на повышение качества высшего образования, его конкурентоспособности. Основное нововведение — возврат к модели базового высшего образования с получением конкретной специальности уже на первом этапе (вместо бакалавриата), продолжительность которого может варьироваться от 4 до 6 лет. Следующий уровень — специализация в рамках выбранной профессии без смены направления, как это допускается сейчас.

Формируется система, сочетающая фундаментальные принципы советского образования с гибкостью современной многоуровневой модели. Это должно повысить качество подготовки специалистов и конкурентоспособность дипломов. Кроме того, расширяется роль дополнительного профессионального образования и переподготовки как альтернативы второму высшему. Закон, регулирующий эти изменения, мы ждем уже в этом — начале следующего года.

Парадигма «получить хороший диплом на всю жизнь», которая работала еще 30 лет назад, уходит в прошлое. Чтобы успеть за стремительным развитием общества, учиться надо постоянно

Часть II. Сближение с реальностью

Как вы помогаете студентам в трудоустройстве? Как организовано взаимодействие с бизнесом, с госструктурами?

Сейчас вузы и работодатели сблизились, профессиональное сообщество активно включено в учебный процесс. Студенты после большого количества практик, стажировок, самостоятельной работы к старшим курсам уже хорошо представляют, где будут работать, а многие уже и работают. Хотя обязательного распределения сейчас не существует, 99% наших выпускников к моменту получения диплома уже трудоустроены.

У нас учится больше 14 тыс. студентов, поэтому всей этой работой руководит Центр развития профессиональных компетенций «Карьера». У вуза больше 350 партнеров, практически все ведущие компании Санкт-Петербурга и страны, в равном соотношении госкомпании и бизнес. Представители компаний читают лекции, проводят стажировки, участвуют в итоговой аттестации студентов. Благодаря такому сближению ребята понимают, какие профессиональные знания им нужны прямо сейчас, как будет развиваться их профессиональная траектория, и, еще находясь в стенах академии, спешат правильно использовать это время.

Поддерживает ли Президентская академия в Санкт-Петербурге самостоятельные стартапы студентов или ваши выпускники по определению — часть крупной структуры?

Поддерживаем и очень серьезно — такие проекты студенты защищают в качестве дипломных работ и по своей инициативе, и по заказам государственных органов и бизнес-структур. Это направление год от года увеличивается. К примеру, в прошлом году 5−6% выпускников выполняли дипломные квалификационные работы в виде стартапов.

Важно, что мы проводим различные конкурсы, поддерживаем студенческие научные инициативы внутри академии для того, чтобы ребята могли проявить себя и заняться темами не только по просьбе заказчика, бизнес-структуры, но и по своему желанию, научным интересам. Одна из магистральных задач вуза — это включение в научную работу всех заинтересованных уже с первого курса.

Каких специалистов, на ваш взгляд, должны сегодня готовить вузы?

Сегодня очень востребованы рынком специалисты, которые сильны не только в рамках одной выбранной профессии, но и в смежных областях. Нужны люди, которые могут предъявить уникальные комплексные компетенции, например: экономические знания, знания иностранных языков и цифровых технологий. В ответ мы стараемся организовать учебный процесс таким образом, чтобы студенты получали объемные междисциплинарные знания в дополнение к основному образовательному треку. Мир развивается, и нужно уметь работать с огромными массивами информации и моментально принимать управленческие решения.

Часть III. Навыки для успешной карьеры

Какие навыки станут особенно актуальны для управленцев будущего? Стратегическое мышление, опыт использования новых технологий, способность к переговорам? Есть ли эффективные методики для развития мягких навыков, этому можно научить?

Научить мягким навыкам совершенно точно можно. Например, мы сейчас на факультете государственного муниципального управления серьезно задумались о том, чтобы давать не просто основы ораторского искусства, но и навыки театрального мастерства. Человек, который будет презентовать проект, коммуницировать с группами населения, работодателями, должен уметь подать и материал, и себя.

Для управленца наиболее важны умения вести переговоры, формировать команду, навыки проектного управления. Все это заложено в многочисленные практические занятия, стажировки, потому что на лекции этому не научишь. Мы на практике разбираем все возможные ситуации, с которыми придется столкнуться чиновнику. Берем план работы реальной администрации района или конкретного комитета Смольного и прямо по нему отрабатываем сценарии.

Можно ли из каждого человека сделать народного артиста? Думаю, нет. Для блестящей карьеры одних фундаментальных знаний и софт-скиллов недостаточно. Самый главный фактор успеха — постоянная работа над собой, нельзя почивать на лаврах. Как в реке — стоит остановиться, расслабиться, и течение тебя сносит обратно. Чтобы двигаться вперед, надо быстро грести к четкой цели, вкладывать силы, энергию. Как мы говорим нашим студентам, если работать не покладая рук 24 часа 7 дней в неделю, то успех придет к вам сам.

Важна и образовательная среда Санкт-Петербурга. Мы сторонники интеграции образовательного процесса в историю и культуру Петербурга. У ребят должно оставаться время посетить музеи, выставки, театры, потому что наш город сам по себе несет колоссальную воспитательную нагрузку, образовательную и культурную настройку.

Так что, помимо софт-скиллов, информационных и проектных подходов, обязательно нужна коммуникация с обществом. По-другому траектория успеха не строится.

А мероприятия по погружению в современную действительность проводите?

Конечно, мы стараемся студентам рассказать не только об успехах, но и о рисках. Одним из очень важных наших мероприятий я считаю ставший популярным фестиваль «Фиаско фест». Мы приглашаем к нам чиновников, крупных бизнесменов, известных топ-менеджеров, чтобы они рассказали о том, как падали с высоких вершин на самое дно и опять возрождались благодаря правильной организации управления.

Как вы выбираете лекторов для этого проекта?

Мы обращаемся с просьбой поучаствовать в проекте, но соглашаются поделиться опытом, конечно, не все. Тем не менее интерес к их опыту просто огромный, потому что в аудиториях мы рассказываем о том, как все должно быть, а здесь студенты видят реальную жизнь. Примеры того, как характер, сила воли, нацеленность на результат и, конечно, знания позволяют людям, несмотря на самые крутые виражи в жизни, вставать и идти дальше, достигать еще больших высот. Ребята видят, что никогда нельзя опускать руки. Если у тебя есть знания, характер и желание двигаться вперед, то все можно преодолеть.

Что бы вы посоветовали абитуриентам, которые боятся ошибиться в выборе профессии и вуза? Как выбирать сегодня?

Не стоит бояться выбора, бояться стоит бездействия. Выбирайте не конкретную профессию — ее можно поменять даже в рамках одного вуза, это нестрашно, выбирайте среду, в которой будете развиваться. Мы видим массу примеров, как люди из маленьких городов приезжают к нам, героически преодолевают колоссальную конкуренцию и максимально погружаются в атмосферу вуза.

Выбирайте место, где дают возможность проверить себя, где учат учиться, — это главный тренд современной эпохи. И тогда, став выпускником, вы сможете на хорошее образование постоянно нанизывать дополнительные компетенции, будете востребованы всегда.

Поделиться в vk
Поделиться в telegram

Другие новости

29 мая, 2025

Андрей Хлутков: «Выбирайте не конкретную профессию, а среду для развития»

29 мая, 2025

Тема дня: Более 800 тысяч раз предприниматели использовали цифровой профиль на МСП.РФ для получения мер поддержки

28 мая, 2025

Тема дня: Более 1 тыс. майнеров и операторов инфраструктуры легализовали свою деятельность

28 мая, 2025

Студенты юридического факультета Президентской академии в Санкт-Петербурге углубили свои знания о механизмах законотворчества

28 мая, 2025

В Санкт-Петербурге наградили финалистов профориентационного проекта «Школа Смольного»

22 мая, 2025

Президентская академия в Петербурге подтверждает статус лидера в сфере подготовки специалистов для туризма и гостеприимства

23 мая, 2025

Делегация Президентской академии в Санкт-Петербурге приняла участие в XIII Петербургском Международном юридическом форуме

27 мая, 2025

Тема дня: Посещаемость библиотек в РФ с 2021 по 2024 год выросла на 40%