
Южнокорейский сериал «Игра в кальмара» стал самым просматриваемым в истории компании Netflix. В феноменальном успехе драмы-антиутопии разбирался декан факультета международных отношений и политических исследований СЗИУ РАНХиГС, кандидат политических наук, PhD Евгений Рощин. Эксперт рассказал Русской службе Би-би-си, что мировая популярность сериала говорит о сегодняшней жизни в капиталистическом обществе.
Как заявил политолог, высокий уровень интереса к шоу у зрителей связан прежде всего с его острой социальной проблематикой. «Не удивлюсь, если популярность сериала будет максимальной в тех странах, где высок показатель Индекса Джини Всемирного банка. Этот индекс измеряет степень экономического неравенства в обществе. В России и, например, в США он достаточно высок. Зрителю в обществах растущего неравенства, особенно на фоне пандемии, достаточно просто соотнести происходящее в сериале со своим опытом. Мы все чаще видим, что желание следовать правилам каким-то образом зависит от материального положения человека», – отметил Евгений Рощин.
Вместе с тем, по мнению экперта, «Игра в кальмара» – не просто очередная сага о неравенстве: «Это более сложное высказывание. О том, что свобода – не абстрактное и чисто правовое понятие, а состояние, обусловленное жизненными обстоятельствами человека, среди которых, как мы понимаем, экономическое доминирование одних и уязвимое положение других играют ключевую роль».
Рощин убежден, что сила художественного высказывания в сериале заключается в том, что здесь «слишком прямолинейно» показывается, как неравенство возможностей оборачивается разрушением всех базовых человеческих ценностей. Политолог добавил, что в шоу мы видим, как вопрос о правах, а с ним и вопрос о человеческом достоинстве превращаются «в никому не интересный трёп»: «Героям нарочито предлагается выбор – и они выбирают ложь, предательство, насилие по отношению к слабому, убийство».
Характеризуя персонажей, Евгений Рощин обратил внимание, что способной устоять перед искушением оказывается только героиня, закалённая жерновами северокорейского режима: «Для большинства же выбор оказывается без выбора. Это откровение гипнотизирует зрителя, шокирует его грубым разрывом социальной ткани».
История с правом на выбор, по словам декана, – главный тезис сериала. В остросюжетной картине неоднократно затрагивались ценности либеральной идеологии. В сериале это утверждение доказал организатор кровавой игры: «Вас никто не принуждал. Вы сами сделали выбор. Вы подписали договор». Проблемы отсутствия альтернативы шоураннеры касались и тогда, когда игроки вернулись в игру, предпочтя возможность смерти невыносимым условиям бедной жизни.
«Этот конфликт между легалистской трактовкой свободы и достоинством человека указывает на то, что в реальной жизни значение часто имеет не сам выбор, то есть не само право, а что именно предлагается вам на выбор. И «Игра в кальмара», и наша собственная история говорят о том, что выбор, умаляющий достоинство гражданина, недопустим в принципе. Должны быть вещи, на которые невозможно согласиться даже под невыносимым гнетом обстоятельств. В этом смысле сериал выбирает раздражающе назидательный тон – и напрашивается на вопрос о том, возможна ли вообще свобода гражданина в капиталистическом обществе, плотью которого является экономическое неравенство», – подытожил Евгений Рощин.