Существующая схема 70/30, в которой 30% – это участие города, простимулирует процесс расселения коммунальных квартир в Петербурге. Однако поправки в существующий закон не решают проблему последнего жильца, считает доцент кафедры гражданского и трудового права СЗИУ РАНХиГС, кандидат юридических наук Надежда Бутакова.
В адресные перечни, которые составляют районные администрации, включают такие квартиры, где все проживающие, во-первых, встали на городскую очередь, а во-вторых, поголовно согласны на расселение.
«Однако люди привыкли к району, сдружились или даже породнились с соседями по коммуналке, и не хотят никуда разъезжаться. Расселение – это в любом случае выбор жильцов. Сложно заставить разъехаться лиц, проживших всю жизнь в одной квартире», – отметила специалист.
Надежда Бутакова напомнила, что у желающих обзавестись собственным жильём есть возможность получить социальную выплату по программе без согласия соседей. В этом случае квартиру не внесут в список, но предоставят субсидию, которую можно использовать как первоначальный взнос. Кроме того, городской закон не ограничивает право отдельных категорий граждан на получение жилья за счет федеральной казны. Речь идет, например, о ветеранах.
По словам профессора, еще одна существенная проблема связана с повышенным спросом на дешевые комнаты в коммунальных квартирах. Это, безусловно, замедлит процесс их расселения.
«Нельзя игнорировать тот факт, что высокая стоимость жилья в городе вынуждает людей покупать не отдельные квартиры, а именно комнаты. Ведь средняя цена однокомнатной квартиры в Петербурге примерно в два раза выше стоимости средней комнаты. Говорить об особой инвестиционной привлекательности расселения в «хрущевках» и «брежневках» не приходится», – подчеркнула она.
Что бы стать участником программы, нужно учесть некоторые важные моменты. Так, срок проживания в Северной столице на момент подачи заявления должен составлять не менее десяти лет. Помимо этого, доход семьи, которая нуждается в улучшении условий проживания, не должен превышать двух прожиточных минимумов, а общая стоимость имущества семьи – стоимости одного «квадрата» средней цены за жилье, умноженной на десять.
«Программа расселения коммуналок является социальной, поэтому фактор определения «нуждающихся» в жилье вполне резонен. Она нацелена не на обогащения граждан, которые имеют несколько недвижимостей, а именно на улучшения жилищных условий нуждающихся», – добавила эксперт.
На прошлой неделе губернатор Александр Беглов подписал документ, который вносит изменения в закон о расселении коммуналок в городе на Неве. Градоначальник уверен, что поправки сдвинут процесс с «мертвой точки».