Петербургский бизнес продолжает сопротивляться решению Смольного о введении QR-кодов. На сегодняшний день к движению предпринимателей, выступающих против проверки у посетителей индивидуальных иммунных сертификатов, присоединилось уже более 150 заведений. О том, насколько бойкот является действенной мерой и как петербургская акция скажется на будущем бизнеса, рассказал доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук Дмитрий Десятниченко.
По словам эксперта, владельцы заведений таким своеобразным демаршем стремятся в первую очередь привлечь внимание и вызвать общественный резонанс, желая показать, что запас прочности у бизнеса, который с трудом пережил локдауны и жесткие санитарные ограничения, уже иссякает.
«Предприниматели хотят, чтобы их аргумент о том, что наличие QR-кода не является 100% гарантией того, что именно здесь и сейчас к вам пришел covidfree-посетитель, был услышан на уровне правительства. В этой ситуации, вероятно, чем выше будет общественный резонанс, тем более «мягкий» сценарий контроля уровня иммунизации клиентов общепита и посетителей ТРЦ будет реализован в дальнейшем. Во всяком случаем, как представляется, именно на это и делается основной расчёт протестующими», – отмечает Дмитрий Десятниченко.
Кроме того, специалист поясняет, что сама процедура обязательной проверки кодов сказывается не только на имидже заведения, где ранее каждому клиенту всегда были рады, а теперь – при отсутствии QR-кода не имеют право впускать и оказывать услугу своему гостю, но и становится реальным фактором сдерживания привычного потока клиентов и выручки.
«Для части заведений, прежде всего, расположенных в центральной части города, введение иммунных сертификатов действительно может привести к значительным потерям – до 25-35%, но в среднем это будет вероятно в пределах 10-20%, что, безусловно, тоже весьма существенно в нынешних условиях. Будут и те заведения, чей поток клиентов практически не уменьшится, или даже периодически может возрастать. У надзорных органов просто не хватит ресурсов в ручном режиме непрерывно контролировать все заведения. Но в фокусе их внимания чаще всего будут, конечно же, самые крупные и приметные объекты», – подчеркнул доцент СЗИУ РАНХиГС.
Одновременно с этим, по оценке экономиста, вероятность того,чтоименно QR-коды могут стать основным фактором банкротств и разорений для петербургских предпринимателей минимальна.
При этом и бизнесу и Смольному необходимо выходить на конструктивный диалог и обоюдно искать пути решения конфликта, считает Десятниченко: «В качестве дополнительных мер поддержки могут выступить компромиссные решения в сфере контроля иммунизации, если так можно выразиться – «социально неинвазивные», которые бизнес и власть должны выработать совместными усилиями».
Напомним, обязательная проверка QR-кодов в общепите и непродовольственной торговле официально была введена 2 января 2021 года. С этого числа посетители должны при себе иметь иммунный сертификат и документ, подтверждающий личность.