
Петербург может стать первым регионом страны, где создадут этический кодекс для таксистов. Новые правила должны коснуться не только поведенческой культуры водителей, но и поспособствовать введению обязательного дресс-кода, рассказала специалист по этикету, доцент кафедры международных отношений СЗИУ РАНХиГС, кандидат политических наук Нина Шевчук.
Как отмечает эксперт, ежегодный прирост таксистов в России составляет более двадцати процентов, а в Петербурге на каждого жителя приходится без малого пять водителей. Поэтому необходимость регулировать работников этой сферы существует на всех уровнях, в том числе в области профессиональной служебной этики.
«Этические нормы у таксистов во многом должны дублировать те правила, которых мы придерживаемся в общественных местах: не курим, не шумим, не нарушаем личное пространство, не сквернословим, проявляем взаимное уважение. Поскольку речь идет о платной услуге, пассажир вправе рассчитывать и на определенный уровень комфорта: чистоту, тишину, учет его музыкальных предпочтений при выборе радиостанции», – перечисляет доцент.
Кроме того, чрезвычайно важно обеспечивать безопасность пассажиров, поэтому такие ситуации, когда во время поездки водитель общается по телефону, решая свои личные дела, недопустимы. И здесь уже прописанные правила, по словам эксперта, создадут ситуацию, когда следить за их соблюдением должны будут сами агрегаторы.
Немаловажно, по мнению Шевчук, уделить внимание и внешнему виду водителя. В качестве «идеального» примера уровня сервиса Нина Шевчук приводит Сингапур: «Несмотря на специфический климат, все таксисты в этой стране строго придерживаются делового дресс-кода: закрытая чистая обувь, брюки и белоснежная рубашка. Идеальная чистота в салоне автомобиля. Водители по отношению к пассажиру всегда приветливы, не назойливы и поддерживают общение лишь в тех случаях, когда диалог инициирует сам пассажир».
При этом затрагивая тему присутствия многочисленных в Петербурге водителей из государств Ближнего Востока, кандидат политических наук уверена – выработка общего свода этикетных норм не ущемит прав тех, кто приехал на заработки, а напротив, упростит мигрантам понимание, чего от них ждет рядовой россиянин. В свою очередь пассажирам специалист рекомендует также придерживаться общепринятых норм.
«Главный принцип этикета – это взаимное уважение. Поэтому, желая уважительного отношения по отношению к себе, необходимо научиться уважать других. Например, стоит ответственно относиться к ношению масок. Причем речь не только о так называемом коронавирусном периоде. При малейших признаках недомогания пассажиру следует позаботиться о том, чтобы не заразить водителя. Не нужно забывать, что за смену таксист находится в контакте со множеством людей, и в этом смысле он в особой зоне риска», – поясняет эксперт.
Напомним, ранее о необходимости разработки этического кодекса сообщили в городском комитете по транспорту. В ведомстве отметили, что основанием для инициативы послужило увеличение числа жалоб горожан на поведение таксистов.