
В период пандемии коронавируса ещё большее развитие получили такие популярные цифровые тренды, как онлайн-торговля и телемедицина. На полях Международного Невского форума о том, станут ли цифровые платформы (ЦП) главным заказчиком на рынке труда, и возможна ли их синхронизация с государственными проектами, рассказала кандидат философских наук, доцент СЗИУ РАНХиГС Тамара Гриненко.
Говоря о социальных инициативах платформенных бизнес-моделей, Гриненко подчеркнула, что их развитие идёт ускоренными темпами и они будут серьёзно влиять на всю сферу услуг, социальные и политические процессы. В качестве примера эффективных ЦП доцент привела Airbnb, Aliexpress, Apple AppStore, AviaSales, Avito, Booking.com, Boeing suppliers portal, Telegram, Uber, «ПЛАТОН».
«Там, где это целесообразно, ЦП применяются в государственных проектах. Так, сегодня успешно функционирует Единая государственная информационная система, в Северной столице – «Единая система строительного комплекса Санкт Петербурга», а в Крыму – сельскохозяйственная цифровая платформа «Цифровая долина Крым». В скором времени в нашей стране планируют создать цифровую экосистему в сфере строительства, клиент сможет в несколько кликов решить жилищные вопросы – от выбора квартиры и оформления ипотеки до организации ремонта и переезда», – сообщила эксперт.
Тем не менее, по словам Тамары Гриненко, самые масштабные экосистемы формируются вокруг повседневных потребностей клиента и включают в себя сервисы для шопинга, поездок, платежей и развлечений. Такие проекты развивают, в частности, «Сбер», «Яндекс», «Тинькофф», Mail.ru Group и МТС.
Как добавила исследователь, внутри экосистемы пользователь получает более привлекательные условия, чем при использовании только одного продукта или услуги. Прежде всего, за счёт разнообразных подписок и политики лояльности.
«Уже сейчас ЦП становятся инструментами борьбы на рынке, способствуя радикальному росту его объёмов и конкурентоспособности компаний. Стремление крупнейших игроков занять подобные ниши продиктовано желанием повысить эффективность бизнеса. Также это связано с созданием новых рынков», – заявила доцент.
Гриненко уверена, к 2025 году около 30 % корпоративного дохода в мире будут генерировать цифровые бизнес-экосистемы.
«На сегодняшний день экосистемы – динамичные и постоянно развивающиеся сообщества, которые создают новую ценность через сотрудничество и конкуренцию. К примеру, «Яндекс» реализует единую экосистему сервисов – доставка, почта, музыка, виртуальный диск, поиск, голосовой помощник. Компанией создано платформенное решение, координирующее работу таксопарка – «Яндекс. Такси», кроме того, ею в продажу запущены умные розетки и колонки», – сообщила учёный.
Подводя итог, доцент подчеркнула, что активный рост новых цифровых продуктов привел к тому, что они стали представлять собой новый способ организации труда и бизнеса: «Компании, выстраивающие цифровые бизнесы, создадут новые возможности найма сотрудников. Несомненно, ЦП станут дополнительным источником рабочих мест, поскольку вся сфера информационно-коммуникационных технологий активно развивается. С другой стороны, «информационное вмешательство» может привести к серьёзному сокращению традиционных рабочих мест во всех отраслях экономики. Эти процессы приведут к переформатированию рынка труда».
Напомним, Международный Невский форум проходит в Санкт-Петербурге 24-26 июня. Организатором мероприятия выступил Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.