C 22 по 24 декабря эксперты РАНХиГС Дмитрий Брехов и Анастасия Назукина представили петербургским школьникам и их учителям Программу организации и сопровождения проектной деятельности в детско-взрослых сообществах, реализуемую в рамках программы академического лидерства «Приоритет – 2030».
Очная проектно-аналитическая сессия для школьников и педагогов на базе ГБОУ СОШ № 619 Калининского района Санкт-Петербурга стала завершающим мероприятием 2021 года в целом цикле аналогичных проектных мероприятий, состоявшихся в г. Наро-Фоминске Московской области и г. Владикавказе.
Целью программы является глубокое погружение участников в активную проектную работу. Сессия нацелена на запуск и дальнейшее устойчивое развитие практик включения школьников в продуктивное социокультурное проектирование, нацеленное на конструктивную, творческую деятельность по анализу проблем среды проживания и выработке путей их преодоления. В сессии приняли участие школьники 8-11 классов и их педагоги. При этом часть мероприятий была ориентирована и на школьников, и на учителей, но раздельно, а другая часть — одновременно на обе группы. Данный подход позволил убрать барьеры между детьми и взрослыми, предоставив возможность ребятам не думать о своей неопытности, а учителям и руководителям — забыть про экспертность, мыслить и творить свободно.
В первый день была организована форсайт-сессия на тему «Работа с будущим», в ходе которой участники определяли нерешенные проблемы г. Санкт-Петербурга, работали с трендами и их влиянием, определяли образ будущего. Свободная атмосфера, отсутствие жестких дед-лайнов, распределение ролей в команде позволили не только определить образ настоящего, но и представить свое видение социокультурного развития города Санкт-Петербурга, выявить желаемые тенденции развития.
Второй день работы был посвящен эскизному проектированию по технологии Сanvas, в ходе которого команды работали над своими идеями. Бизнес-модель Canvas помогает определить логику построения взаимосвязей между основными элементами. Создание графической таблицы-схемы с информационными стикерами и ее представление другим командам позволило решить несколько задач: найти слабые места проекта, поставить себя на место потребителя, выделить главное и выработать стратегию дальнейшего развития.
Третий день был полностью посвящен не только творчеству, но и представлению результатов трех дней – созданию прототипов своих проектов и их презентации перед другими командами. Выяснилось, что круг волнующих подростков и взрослых проблем достаточно широк: раздельный сбор мусора и его переработка, некачественное дополнительное образование, отсутствие индивидуальности районов города и возможности для самореализации стрит-арта и многое другое, что может быть интегрировано в модель развития Санкт-Петербурга.
Групповую работу сопровождали опытные модераторы из числа преподавателей СЗИУ РАНХиГС, что позволило участникам максимально сконцентрироваться над работой по выявлению проблем, поиску путей их решения и разработкой собственной уникальной инициативы, а также способствовало развитию творческого подхода к проектированию и позволило учесть максимальное количество точек зрения. В финале участники весело и креативно презентовали собственные проектные инициативы и получили не только обратную связь, но и идеи для дальнейшей проработки своих проектов с целью выхода на стадию реализации.
В ходе сессии все участники получили уникальный опыт проектной деятельности, умственного и творческого погружения в проблему, практику работы над решением задачи. Полученные знания и навыки в самое ближайшее время могут быть встроены в регулярную деятельность школы и использованы в учебной и методической работе.
В 2022 г. РАНХиГС продолжит реализацию мероприятий программы, что позволит расширить практики организации и сопровождения проектной деятельности, повысить уровень компетентности в данном направлении.