
Секции, организованные кафедрой управления в сфере туризма и гостиничного бизнеса Президентской академии в Санкт-Петербурге, собрали ведущих специалистов отрасли, представителей образовательных учреждений, органов власти и бизнеса.
Индустрия туризма и гостеприимства является двигателем отечественной экономики. Президент страны Владимир Путин поставил перед отраслью задачу к 2030 году увеличить ряд ключевых показателей. В частности, создать 400 тысяч новых рабочих мест, повысить вклад в ВВП до 5%, увеличить количество турпоездок до 140 миллионов и в трое — экспорт туристических услуг. Чтобы выполнить эти задачи, необходимо совершенствоваться и развиваться, в том числе, заниматься подготовкой квалифицированных кадров.
Об этом шла речь на профильных секциях в рамках IX Санкт-Петербургского международного форума труда. Профильные секции, организованные кафедрой управления в сфере туризма и гостиничного бизнеса Президентской академии в Санкт-Петербурге под руководством заведующей, генерального директора Центра компетенций в сфере туризма и гостеприимства Марины Морозовой при поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, собрали ведущих специалистов отрасли, представителей образовательных учреждений, органов власти и бизнеса.



Эксперты обсудили инновационные подходы к развитию кадрового потенциала, гармонизацию профессиональных и образовательных стандартов, формирование компетенций, соответствующих глобальным трендам, а также вопросы привлечение мигрантов в отрасль.
«Кадровый потенциал — важнейший вопрос. Правильно выстроенные стандарты, хороший уровень сервиса — все это влияет на рост турпотока. Санкт‑Петербург должен быть примером по стандартизации обучения, по программам дополнительного образования и по подготовке кадров индустрии гостеприимства в целом. Для нас важно становиться лучше, развиваться, покорять новые вершины, и сегодняшнее соглашение способствует этому. Вместе мы сможем подарить отрасли еще больше профессионалов, которые сделают наш город еще более привлекательным для гостей»— отметил председатель Комитета по развитию туризма Санкт‑Петербурга Евгений Панкевич.


Выступая на Форуме, аналитики отметили существенные изменения в кадровой ситуации на рынке туриндустрии. Из-за дефицита кадров компании вынуждены закрывать вакансии неквалифицированными специалистами. Сезонный рост зарплат линейного персонала также увеличивает издержки бизнеса и негативно влияет на прибыльность. При этом инвесторы и банки проявляют повышенный интерес к кадровым вопросам, осознавая их ключевое значение для устойчивого развития и успешного финансирования проектов в сфере гостеприимства.
В этих условиях необходимость поддержания высокого уровня сервиса, делает привлечение трудовых ресурсов из-за рубежа важным фактором обеспечения стабильной работы отрасли. По данным статистики, в результате оттока специалистов во время пандемии COVID-19 и последующим снижением притока трудовых мигрантов – в 2023 году их число сократилось почти на миллион человек. Основными регионами привлечения трудовых мигрантов в 2024 году являлись Москва (29%), Московская область (12,2%), Санкт-Петербург и Ленинградская область (11,6%), однако наблюдается рост их доли в Тюменской области и Краснодарском крае.


Как подчеркнула заведующая кафедрой управления в сфере туризма и гостиничного бизнеса Президентской академии в Санкт-Петербурге, профессор Марина Морозова, очевидно, что в сложившихся обстоятельствах, отрасль не сможет справиться без привлечения дополнительной иностранной рабочей силы. При этом сегодня важно найти оптимальный баланс, чтобы иностранные работники эффективно интегрировались, повышали свой профессиональный уровень и приносили пользу не только своим работодателям, но и оправдывали ожидания гостей, посещающих Россию.
«Ключевым элементом в достижении этой цели является комплексный подход, включающий и домиграционную подготовку, и адаптацию на рабочем месте, и создание комфортной рабочей среды, способствующей раскрытию потенциала каждого сотрудника. Убеждена, что совместными усилиями мы сможем не только решить проблему кадрового дефицита, но и поднять уровень сервиса в сфере гостеприимства на качественно новый уровень», — отметила Марина Морозова.