
Россия и Китай в процессе наращивания двустороннего экономического сотрудничества рассматривают портфель инвестиций на сумму в более чем $200 млрд. Об этом заявил первый заместитель председателя правительства РФ Денис Мантуров.
«Сегодня в фокусе внимания межправительственной комиссии (МПК) [двух стран] — портфель проектов на общую сумму более $200 млрд, — сообщил он на 12-м заседании МПК по инвестсотрудничеству в Пекине. — Более половины этой суммы приходится на 63 значимых проекта, из которых 46 уже находятся практически в стадии реализации».
По словам Мантурова, речь преимущественно идет про инициативу развития транспортно-логистической инфраструктуры, металлургии, химии, машиностроения, лесной промышленности, аграрного сектора и торговой сферы. «Важно, что этот список постоянно расширяется, — подчеркнул он. — В текущем году в него включены новые инициативы по производству автомобильной техники в трех российских регионах — в Калужской, Московской областях и Санкт-Петербурге, а также глинозема в [северной] китайской провинции Хэбэй».
Вице-премьер напомнил про обновленное российско-китайское межправительственное соглашение по поощрению и взаимной защите инвестиций, которое вступит в силу в декабре. По его словам, этот документ формирует более стабильные и благоприятные условия для трансграничного движения капитала.
«В частности, положения соглашения предусматривают ускорение разрешительных процедур при осуществлении инвестиций, — пояснил вице-премьер. — Кроме того, в документе усовершенствованы механизмы урегулирования споров между инвесторами и государством, а также уточнены гарантии защиты от принудительного изъятия активов».
Как уточнил Мантуров, помимо указанных системных решений задача МПК — выработка адресных мер для поддержки приоритетных проектов. «Об этом мы подробно говорили с [вице-премьером Госсовета КНР] господином Дин Сюэсяном перед началом пленарного заседания», — добавил он.
«Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации всегда рассматривались как какое-то дополнительное действие для региональных органов государственной власти. Совершенно по-иному сложилась ситуация в условиях новой реальности. Теперь фактически региональные органы власти могут выполнять функцию координатора или модератора для целого ряда операций. Например, консолидируя действия отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности с целью организации единого финансового потока или юридического сопровождения. Именно региональные власти могут выступать гарантами в определенного рода операциях. Это в полной мере касается и отношений с Китаем», — считает директор Центра региональной политики ИПЭИ Президентской академии Владимир Климанов.
«Инвестиционный портфель такого масштаба, безусловно, значимый шаг в укреплении экономического сотрудничества между нашими странами. Этот проект охватывает ключевые отрасли и способствует полноценной реализации стратегических целей. Для РФ это важно тем, что капиталовложения в различные сферы снижают зависимость от сырьевого экспорта и способствуют развитию высокотехнологичных секторов. Проекты в машиностроении и автопроме стимулируют развитие отечественных производств и обеспечивают повышение квалификации кадров. Развитие инфраструктуры улучшает транспортную доступность и снижает логистические издержки», — 
считает доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Линда Рыжих.
 
 
 
 
 



