На прошлой неделе группа Nordea заявила о своем уходе из РФ. О том, к каким последствиям это может привести и почему финские банки закрывают свой бизнес в России, рассказала доктор экономических наук, профессор СЗИУ РАНХиГС Мария Конягина.
Комментируя уход Nordea, эксперт отметила, что финансовая группа не является крупным игроком на российском рынке. Вместе с тем она занимает достойное место в конце первой сотни действующих кредитных организаций и присутствует в нашей стране с 1994 года.
«Первые признаки сворачивания деятельности стали проявляться в 2015-м. Так, знаковым событием была продажа в 2017 году портфеля ипотечных кредитов. Отмечу, что закрытие представительств компании – это стратегическое решение, которое объясняется сменой общего курса. Помимо России, Nordea прекращает бизнес в Сингапуре и Центральной Европе. Таким образом, здесь речь больше об изменении стратегических приоритетов, нежели о драматичных трудностях в бизнесе», – сообщила Мария Конягина.
Отдельно экономист остановилась на последствиях, которые может вызвать это событие, подчеркнув, что у россиян не должно возникнуть существенных проблем: клиенты Nordea будут перераспределены между другими участниками рынка, сотрудники банка, число которых не превышает двух сотен, благодаря репутации работодателя быстро найдут новую работу. «Остается лишь сожалеть о том, что уровень конкуренции на банковском рынке, столь важный для качества банковского обслуживания, продолжает снижаться», – пояснила эксперт.
Она добавила, доля банков с иностранным капиталом за последнее десятилетие в России существенно сократилась. По словам профессора, это связано с ростом бизнеса и капитала отечественных банков с государственным участием.
«У нас в стране нет иностранных банков, поскольку все кредитные организации, которые функционируют на банковском рынке, – созданы, согласно законодательству, на территории России. Таким образом, банки с финским капиталом находятся в равных условиях с российскими. И главные проблемы здесь связаны с частыми изменениями условий функционирования на рынке, высокой волатильностью на фоне снижающейся маржи и усилением сложностей конкуренции с банками с государственным участием в капитале», – заявила Мария Конягина.