Проектируя будущее: в Президентской академии в Санкт-Петербурге прошла форсайт-сессия для молодых преподавателей и ученых

Новости РАНХиГС Санкт-Петербург

Проектируя будущее: в Президентской академии в Санкт-Петербурге прошла форсайт-сессия для молодых преподавателей и ученых
10 декабря, 2025
Новости науки, РАНХиГС, События

В Президентской академии в Санкт-Петербурге состоялась форсайт-сессия, посвященная проектированию профессионального будущего молодых преподавателей и ученых. Мероприятие объединило более 30 участников — молодых ученых, заслуженных преподавателей и представителей администрации института — для совместной работы над образами академической карьеры в условиях быстро меняющейся реальности. В экспертную группу вошли заведующая кафедрой международных отношений Мария Буланакова, профессор кафедры государственного и муниципального управления Юрий Савельев, декан юридического факультета Сергей Сергевнин, профессор кафедры журналистики и медиакоммуникаций Анна Сосновская и заместитель директора Юлия Тюрина.

Модераторами выступили эксперты-практики: управляющий партнер Escalate, Член Российской Ассоциации фасилитаторов Ирина Матвеева, руководитель Санкт-Петербургского Форсайт клуба, автор Школы техномодераторов при СПбПУ имени Петра Великого Светлана Васьковская и заместитель генерального директора Консалтинговой группы IFL, руководитель образовательного направления Центра «Лидер Перемен», руководитель направления параметризации клиентского опыта Санкт-Петербургского Форсайт Клуба Филипп Чистяков.

Начальник Управления развития персонала Президентской академии в Санкт-Петербурге, программный директор форсайт-сессии Наталья Мельникова задала тон дискуссии, отметив, что современный вуз существует в условиях жесткой конкуренции за молодые кадры.

«Система образования перестала быть замкнутой. Наш ключевой вызов сегодня — не просто привлечь талантливую молодежь, а создать такую среду, в которой карьера молодых ученых будет осмысленно спроектирована. Мы должны перейти от разовых мероприятий к системной работе по формированию профессионального пути следующего поколения», — подчеркнула Наталья Мельникова.

Эксперт Ирина Матвеева объяснила, почему именно форсайт-подход эффективен для личного и профессионального целеполагания: «Сегодня нельзя идти по накатанной колее. Форсайт — это инструмент, который позволяет не плыть по течению, а самому определять, куда и зачем ты движешься. Мы учимся удерживать фокус на своем намерении, ловить сигналы изменений и активно формировать желаемый завтрашний день для себя и для Академии».

В ходе сессии участники работали в группах над двумя ключевыми для своего будущего темами: поиском баланса между насыщенной академической жизнью и личным временем и созданием модели эффективного профессионального сообщества внутри института для поддержки и обмена опытом.

Основой для форсайт-сессии стали результаты исследования, проведенные среди молодых преподавателей Президентской академии в Санкт-Петербурге, представленные заведующей кафедрой международных отношений Марией Буланаковой. Данные, полученные по итогам серии интервью с молодыми учеными, позволили перейти от констатации проблем к проектированию решений.

«Мы видим запрос не просто на улучшение условий, а на соучастие в построении академической среды, — отметила Мария Буланакова. — Молодые коллеги хотят иметь возможность влиять на свою профессиональную траекторию, получать значимый опыт и чувствовать, что их развитие — общий приоритет».

Старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Наталия Осипова поделилась своим взглядом на значение научно-исследовательской деятельности для личностного и профессионального становления: «Наука помогает в жизни и профессии через формирование компетенций. Например, через развитие критического мышления. На мой взгляд, научная деятельность не столько гарантирует карьерный рост, сколько даёт инструменты для осознанного выбора профессионального пути.  Это непросто, но очень интересно. Каждый раз исследования погружают меня в глубины непознанного, и каждый раз, приобретая новые знания, я становлюсь немного счастливее и духовно богаче».

Заместитель декана факультета международных отношений и политических исследований Елизавета Пронякина отметила ценность продолжения исследовательского проекта и озвучила насущную потребность в создании поддерживающей среды: «Очень здорово, что после завершения исследования проект продолжает жить и развиваться. Согласно результатам интервью, молодые преподаватели хотели бы более активно интегрироваться в коллектив, получать больше поддержки от коллег. Мы обсуждали создание в институте сообщества для молодых преподавателей. В процессе обсуждения я поняла, что такое сообщество нужно, наверное, всем преподавателям, и мне в том числе».

Профессор кафедры государственного и муниципального управления Юрий Савельев добавил, что основой любого профессионального будущего в науке остается преемственность и дух научной школы, которые в эпоху междисциплинарности становятся особенно ценными.

Прошедшая форсайт-сессия — лишь одно из событий в рамках комплексной работы по поддержке молодежной науки в петербургском кампусе Академии. Развитие научного потенциала молодых ученых и преподавателей является одним из ключевых приоритетов института.

Сегодня в вузе для этого создается целая экосистема: активно функционирует Совет молодых ученых, являющийся точкой сборки и проектным центром для молодых исследователей; расширяет деятельность Студенческое научное общество, вовлекающее обучающихся в занятия научной деятельностью с первого дня студенчества; в линейку внутренних грантов включен специальный конкурс инициативных научно-исследовательских работ для молодых ученых; регулярно проводятся крупные научно-практические мероприятия с привлечением молодых преподавателей в качестве организаторов, модераторов и экспертов.

«Институт и Управление научной работы открыты для диалога и готовы поддерживать инициативы, которые будут предложены нашими молодыми коллегами, — резюмировала Юлия Тюрина, заместитель директора по науке. — Проектирование будущего — это совместный процесс. И сегодняшняя сессия стала важным шагом к тому, чтобы это будущее создавалось сообща».

Таким образом, прошедшая встреча позволила перевести разговор о положении молодых преподавателей из плоскости обсуждения проблем в плоскость совместного проектирования решений и контуров их собственного успешного будущего в стенах Президентской академии в Санкт-Петербурге.

Поделиться в vk
Поделиться в telegram

Другие новости

10 декабря, 2025

Регионы получат дополнительные средства на программу социальной газификации

10 декабря, 2025

Проектируя будущее: в Президентской академии в Санкт-Петербурге прошла форсайт-сессия для молодых преподавателей и ученых

10 декабря, 2025

БРИКС в эпоху санкций: эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге оценил устойчивость и потенциал объединения в Кейптауне

10 декабря, 2025

В Президентской академии в Санкт-Петербурге обсудили будущее таможенной логистики

10 декабря, 2025

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге Ирина Белова представила молодежные инициативы института на международной конференции к 80-летию Победы

10 декабря, 2025

Определены победители соревнований по дартсу в рамках Спартакиады Президентской академии в Санкт-Петербурге

10 декабря, 2025

Практика и карьера в цифрах: глава Петростата встретился со студентами Президентской академии в Петербурге

10 декабря, 2025

«Елка желаний»: тепло Президентской академии в Санкт-Петербурге для новогодних чудес