
Северо-Западный институт управления РАНХиГС 25 марта провёл онлайн-конференцию «Психологическая поддержка в вузах Санкт-Петербурга: новый опыт и перспективы развития». Подобное мероприятие состоялось уже во второй раз.
В конференции приняли участие специалисты из 12 вузов: СЗИУ РАНХиГС, СПГУ «Горный университет», СПбГУ, РГПУ, ЛЭТИ, ИТМО, СПбГИКиТ, БГТУ «Военмех», РГУП, СПб ГУ ГПС МЧС России, СПбГУПТД, а также институт психотерапии и консультирования «Гармония». Диалог организовало Управление качества и развития образовательной экосистемы СЗИУ.
Участники встречи рассказали о своём опыте работы в период дистанционного обучения. Например, по словам ведущего психолога РГПУ Наталии Жуковой, с начала пандемии за помощью к университетским специалистам в её вузе обратились порядка 150 человек. При этом большая часть (85%) прошла цикл из нескольких встреч.
Заведующий сектором психологического сопровождения СЗИУ Дмитрий Балашов в свою очередь рассказал, что в Институте за время с начала карантина и до конца 2020 года было проведено примерно 250 консультаций. Большая часть обратившихся — студенты СЗИУ (около 80% обратившихся), 10% — родители студентов, примерно 5% — преподаватели и работники Института и примерно 5% — студенты, обучающиеся в вузах других городов. По решению руководства СЗИУ служба психологической поддержки вуза оказывала помощь всем обратившимся, независимо от их места обучения и проживания. Проводилась работа и с иностранными студентами.
Участники встречи в своих выступлениях неоднократно подчеркивали, что при оказании дистанционной помощи очень важна работа и правильное соотношение различных каналов такой помощи. Служба круглосуточного телефона доверия необходима для реагирования на экстренные ситуации, работа по скайпу — при организации планового консультирования, общение в соцсетях и по электронной почте наиболее значимо при работе с родителями и при консультативно-справочной работе. Были подробно разобраны особенности, плюсы и минусы работы по каждому каналу поддержки. Особое внимание было уделено необходимости качественной подготовки специалистов для служб психологической поддержки.
Во время конференции специалисты сформировали перечень наиболее частных причин обращения к вузовским психологам за последний год:
- тревога перед неопределенностью и переходом на дистанционное обучение;
- трудности обучения при переходе на новый формат взаимодействия, накопленная усталость при длительном общении через технические средства;
- проблемы межличностного обращения в разделенных студенческих коллективах;
- отношения с родственниками при самоизоляции вне вуза.
Примечательно, что проблем и страхов, связанных непосредственно с заболеванием коронавирусной инфекцией, практически нигде не наблюдалось. Со стороны родителей основные вопросы были по организации и длительности периода дистанционного обучения.
Итогом встречи стал список конкретных рекомендаций по повышению качества работы служб психологической поддержки в случае возникновения аналогичной карантинной ситуации. Также была обозначена необходимость очных периодических встреч специалистов таких служб.