Чтобы удержать поток читателей, библиотеки Северной столицы должны превратиться в многофункциональные культурные центры по модели финских и шведских. Изменения в библиотечной системе могут произойти уже в ближайшем десятилетии. Такое мнение высказала профессор кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС, доктор социологических наук Альбина Бесчасная.
«Во многих развитых государствах власти заинтересованы в поддержании интереса к чтению среди граждан. Так, например, в Швеции возрастание роли книг в жизни каждого отдельного человека напрямую связывают с ростом демократии. Поэтому в этой стране существует комплексная программа по модернизации и развитию библиотек, в том числе школьных. Мы в этом смысле пока отстает. Если библиотеки не будут преобразованы из хранилищ книг в культурные центры, то уже в ближайшее десятилетие такие учреждения окончательно потеряют своих читателей», – заявила Альбина Бесчасная.
В целом эксперт считает удачным опыт Северных стран, которые, по сути, смогли сделать из библиотек дома культуры, где каждый может найти занятие по душе: от чтения и посещения выставок до свободного музицирования, прослушивания лекции и участия в мастер-классах. «В этом смысле показателен финский проект Oodi. Посетителю этой библиотеки разрешают бесплатно взять домой во временное пользование не только книги, но и видеоигры, ремонтно-строительные инструменты и многие другие полезные предметы», – пояснила профессор.
Подводя итог, специалист отметила необходимость продолжать стимулирование познавательной потребности среди молодежи. Как рассказала Альбина Бесчасная, до пандемии у нас такую функцию подержания интереса к книгам выполнял буккроссинг, преимущества которого заключаются в простоте и не затратности.
«Сейчас времена изменились. Требуются более творческие решения. В качестве примера хотела бы привести практику, которую изобрели в Голландии для формирования стойкой привычки к чтению с детства. Заключается она в том, что из числа детей выбирается «книжное жюри». Из книг, изданных в текущем году, дети называют лучшие и выбор свой обосновывают. Подобные программы могут оказаться успешны и в России», – заключила профессор.