SZIU EXPERT OPINION: В долгу не остались. Почему Россия прощает странам кредиты?

Новости РАНХиГС Санкт-Петербург

SZIU EXPERT OPINION: В долгу не остались. Почему Россия прощает странам кредиты?
5 июля, 2017
Экспертное мнение

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Северо-Западного института управления РАНХиГС Давид Тереладзе в рубрике SZIU Expert Opinion объясняет международную кредитную политику нашей страны и причины, по которым ее следует изменить.

20 июня этого года Россия простила Киргизии долг в $240 млн. Для чего Россия вообще отказывается от взыскания кредитов со стран СНГ и дальнего зарубежья?

Списание долгов странам СНГ и дальнего зарубежья, как правило, связано с политическими преференциями, которые предоставляют данные страны стране-кредитору. То есть страна, которая прощает долг, требует каких-либо политических шагов.

Например, Украина, которая получила кредит при президентстве Януковича по льготным процентам, теперь вынуждена платить повышенные проценты, поскольку сменился политический строй.

Что касается Киргизии, то мы не можем забывать, о том, что, данная страна является нашим ближайшим союзником в Азиатском регионе. Власти Киргизии закрыли американскую базу Манас. Исходя из политических целей, данный долг был списан для поддержки экономики дружественной нам страны.

Наша страна — меценат, или это распространенная международная практика?

Долги России в истории еще не списывались. Ни одна страна мира еще нам долги не простила и не списала.

Данная закономерность объясняется политическими мотивами. Единственные уступки, которые нам сделали – это разрешение МВФ России досрочно погасить свой долг перед этой организацией, чтобы не платить огромные проценты.

Годом погашения кредита для России был назначен 2008, но официальная Москва уговорила МВФ принять погашение заранее, чтобы не выплачивать существенные проценты. Представители МВФ пошли на своеобразные уступки, отказались от притязаний на будущие проценты и досрочное погашение долга со стороны Российской Федерации приняли.

Это были первый и последний (на сегодняшний день) шаг навстречу России в данном вопросе. Между тем,  наша страна от своих долговых обязательств (и как правопреемница Советского Союза, в том числе) не отказывалась.

Можно сделать вывод, что Западный мир оказал России лишь незначительные преференции.

Никто не был заинтересован в улучшении экономической ситуации и весомом укреплении экономики России.

Наша страна же долги прощала и списывала. Обратимся к цифрам и приведем официальную статистику. Суммы указаны в долларах США.

Год 2000. Списание 11-миллиардного (в долларовом эквиваленте) долга Вьетнаму.

Год 2003. Списание иракского долга в размере 12 миллиардов долларов.

Год 2007. Россия списывает Алжиру долг в размере 4,7 миллиарда долларов в обмен на подтверждение алжирских властей о подписании новых контрактов с РФ в военно-промышленной сфере.

Год 2007. Монголии списан долг в 11,1 миллиарда долларов. В этот же год Россия прощает Афганистану около 11 миллиардов долларов долга.

Год 2008. Россия в обмен на выгодные контракты списывает долг в размере 4,6 миллиардов долларов Ливии. Контракты потом пришлось быстро сворачивать в связи с известными событиями.

Год 2010. Снова Монголия. Списание уже российского (не советского) долга в размере 168 миллионов (не миллиардов!) долларов.

Год 2012. Российская Федерация списывает целому ряду африканских стран долг в размере около 20 миллиардов долларов.

Год 2012. Списан 11-миллиардный (какое-то магическое долговое число) КНДР. Тогда же списан долг Киргизии в размере около полумиллиарда долларов.

Год 2013. Проводится реструктуризация кубинского долга, который по некоторым данным составляет около 30 миллиардов долларов.

Год 2014. Узбекистану списано 865 миллионов долларов. Корее (КНДР) списано порядка 11 миллиардов долларов (Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 102, Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 88-ФЗ).

Кубе реструктуризирована задолженность в размере 35,2 миллиардов долларов США). Списано 90% от этой суммы – около 31,7 миллиардов долларов! (Федеральный закон от 10 июля 2014 г. № 203-ФЗ).

Год 2015. Гренаде списан долг в размере 266,7 тысяч долларов. Как говорится, мал золотник, да дорог. Мадагаскару прощено 88,9 миллионов долларов. 

Год 2016. Списан долг Монголии в размере 170,1 миллионов долларов.

Повторюсь, многие из этих долгов были практически невозвратными и были поэтому списаны. Их попросту было невозможно вернуть.

Если у государства нет денег для погашения кредита, может ли она компенсировать его в товарном или ином эквиваленте?

Если государства нет денег для погашения кредита, то она может компенсировать его погашение в товарном эквиваленте.

Однако тут вопрос о реструктуризации долга, согласится ли страна кредитор на такую реструктуризацию?

Это большой вопрос. Например, недавно Куба предложила погасить долг бывшего СССР поставками рома, однако РФ на такие условия не согласилась.

Поэтому теоретически это возможно, но на практике не каждая страна кредитор на это пойдет.

Что касается России, то наша страна прощает либо безнадежные долги, которые практически невозможно вернуть. Либо списание долга идет в обмен, на какие-либо политические уступки.

Какой позитивный политический эффект имеет списание долгов государства — есть ли примеры из истории?

При списании долга страна кредитор требует определенных политических преференций.

Например, в настоящее время идет реструктуризация Кубинского долга, по неофициальной информации наша страна хочет открыть на Кубе военную базу, тем самым оказать политическую поддержку кубинскому режиму.

Что касается российского внешнего долга в настоящее время, то у нас один из самых низких в мире и составляет 51,2 млрд. долларов.

Однако не стоит забывать, что это цифры государственного внешнего долга.

Если же мы рассмотрим весь внешний долг, который включает в себя задолженность не только государства, но и корпоративного сектора, то он составляет более 500 млрд. долларов.

Это огромная цифра. У нас до кризиса в основном занимали государственные компании и банки, которые теперь находятся под санкциями и им надо отдавать старые долги.

Более того в последнее время государство с целью покрытия хронического дефицита стало активно прибегать к сознательному увеличению внутреннего долга путем выпуска государственных долговых ценных бумаг (ОФЗ), поэтому можно сделать вывод, что внешний государственный долг России будет только расти в ближайшие годы.

Поэтому, чтобы не допустить повторение ситуации августа 1998 года, когда страна объявила дефолт по своим обязательствам, необходимо осуществлять мониторинг и управление долговыми обязательствами.

Я полагаю, что политику активного списывания долга необходимо прекратить.

Мы находимся не в том положении, чтобы ради туманных политических преференций прощать долги. Поскольку нам самим в условиях кризиса нужны финансовые ресурсы для решения текущих проблем.

Материал подготовил Артём Новиков

Поделиться в vk
Поделиться в telegram

Другие новости

24 апреля, 2024

В Президентской академии в Санкт-Петербурге обсудили вопросы образования и воспитания детей и молодёжи

24 апреля, 2024

Заместитель декана ФГМУ Ирина Белова выступила на заседании III Петербургского молодежного исторического форума «Герои Отечества»

24 апреля, 2024

Тема дня: Путин назвал сохранение духовных ценностей условием укрепления суверенитета

24 апреля, 2024

На юридическом факультете обсудили аксиологические основания частного права

24 апреля, 2024

В Президентской академии в Санкт-Петербурге состоялись дебаты кандидатов на пост Председателя ССИ

24 апреля, 2024

Факультет среднего профессионального образования принял участие в районной сетевой научно-практической конференции «Жизнь в Большом городе: человек и технологии»

23 апреля, 2024

Тема дня: Хуснуллин: решения по поводу третьего этапа модернизации БАМа приняты

23 апреля, 2024

Студенты из ДНР прошли обучение в Школе профориентации Президентской академии