
По итогам 2023 года рыночная доля Lada в России составила 35%, сообщил на брифинге вице-президент по продажам и маркетингу АвтоВАЗа Дмитрий Костромин, передает корреспондент РБК.
«Мы увеличили долю на рынке до 35%. В планах сохранять ее на уровне 30–35%», — сказал он.
Как следует из презентации автоконцерна, это рекордный показатель за последние два десятилетия. В 2022 году, по оценкам компании, ее доля составила 27%, а в 2017–2021-м держалась на уровне 20–21%.
Общие продажи АвтоВАЗа в 2023 году составили 352,6 тыс. автомобилей, пик пришелся на октябрь — 40,9 тыс. Самыми продаваемыми стали модели Granta, Niva и Vesta. За границу было продано 6,5 тыс. авто, среди приоритетных направлений экспорта концерн назвал Белоруссию, Азербайджан, Иран и страны Африки.
Доля АвтоВАЗа на российском рынке растет на фоне ухода иностранных производителей: после начала военных действий на Украине такое решение приняли, например, Mercedes, BMW, Audi, Land Rover. Активы немецкой Volkswagen перешли структуре дилера «Авилон», бизнес Volvo в России получил местный инвестор.
Одновременно в России наблюдается резкий рост присутствия китайских брендов. Посол КНР в Москве Чжан Ханьхуэй говорил, что с января по сентябрь 2023 года экспорт автомобилей и запчастей из Китая в Россию достиг $16,7 млрд (рост на 327% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года). По данным «Автостата», по итогам десяти месяцев прошлого года продажи китайских марок в России составили 406,5 тыс. автомобилей, увеличившись в 4,8 раза к аналогичному периоду 2022-го. Исполнительный директор агентства Сергей Удалов рассказывал, что у автодилеров и дистрибьюторов на складах стали накапливаться нераспроданные китайские машины.
«Обновленные данные по автомобильному рынку демонстрируют однозначное восстановление. В текущих условиях успех АвтоВАЗа понятен, так как на рынке мало конкурентов. Однако более 300 тыс. проданных автомобилей свидетельствуют, что АвтоВАЗ смог преодолеть проблемы с поставками запчастей и комплектующих и восстановить производство. Расширение присутствия китайских автомобильных брендов усилит конкуренцию на рынке, однако позиции АвтоВАЗа выглядят достаточно прочными», — говорит Павел Грибов, доцент кафедры экономической безопасности Факультета национальной безопасности ИПиНБ РАНХиГС.
«
По итогам 2023 года «АвтоВАЗ» оказался безусловным лидером по количеству проданных новых автомобилей на рынке России, опережая по данному показателюближайшего конкурента, Chery, почти в 3 раза, а рыночная доля Lada в России составила 35%. Однако, следует подчеркнуть, что рост внутрироссийских продаж марки Lada по сравнению с 2022 годом составил всего 72%, в то время, как китайские производители на нашем внутреннем рынке, такие как Chery, Haval, Geely, выросли более, чем на 200%, а некоторые, в частности Changan, более, чем на 700%.
Своей высокой результативностью в 2023 году «АвтоВАЗ» обязан, прежде всего, уходу с нашего рынка прежних своих главных конкурентов – корейских марок (KIA, Hyundai), а также ряду регуляторных и экономических факторов. Во-первых, с 1 августа 2023 года был повышен размер утилизационного сбора на ввозимые в Россию зарубежные легковые автомобили, что привело к их удорожанию на нашем внутреннем рынке не менее, чем на 20%, что, безусловно, сыграло на руку компании «АвтоВАЗ», которая и поддержала данную меру. Во-вторых, рост курса иностранных валют и увеличение ключевой ставки Банка России также негативно отразились на объемах продаж импортных автомобилей.
Тем не менее, почивать на лаврах в текущем 2024 году тольяттинскому автогиганту не стоит, поскольку в текущем году прогнозируется насыщение спроса и бурного роста продаж уже не будет, продолжится жесткая конкурентная борьба с китайским автопромом. Кроме того, поскольку доля компании «АвтоВАЗ» в денежном выражениисоставляет порядка 10-11%, возможно потребуется применение мер поддержки, в том числе со стороны государства, для сохранения лидирующих позиций отечественного автопроизводителя», —считает заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург, доктор экономических наук Александр Дмитриев.