Тема дня: Минобрнауки готово организовать программы двойных дипломов с вузами Африки

Новости РАНХиГС Санкт-Петербург

Тема дня: Минобрнауки готово организовать программы двойных дипломов с вузами Африки
28 июля, 2023
Образование, РАНХиГС, Тема дня, Экспертное мнение
Источник: gov.spb.ru

Минобрнауки России готово организовывать сетевые программы двойных дипломов с африканскими университетами, такое сотрудничество возможно с Египтом, Зимбабве, Мали, Мозамбиком и Угандой. Об этом сообщил ТАСС замглавы ведомства Константин Могилевский в кулуарах экономического и гуманитарного форума Россия – Африка.

«Минобрнауки готово организовывать сетевые программы двойных дипломов с африканскими университетами. [На полях форума] на сессии, посвященной образованию, было организовано специальное голосование, показавшее, что это самый ожидаемый образовательным сообществом путь развития нашего взаимодействия. Думаю, есть хорошие шансы реализовать такие программы с университетами из Египта, в этой стране уже открываются филиалы российских вузов, а египтяне составляют почти половину от общей численности африканских студентов в России», – сказал он.

Могилевский добавил, что также подходящей площадкой для организации в дальнейшем такой работы является РАФУ (Российско-африканский сетевой университет). «К уже входящим в его состав вузам из Зимбабве, Уганды и Мозамбика сегодня на полях форума присоединились пять университетов из Мали. Предполагается, что на данной площадке в ближайшем будущем будут разработаны совместные магистерские программы», – уточнил он.

По словам заместителя министра науки и высшего образования РФ, Минобрнауки запускает со следующего года ведомственный проект по развитию востоковедения и африканистики, который будет включать развитие академической мобильности – возможности для преподавателей и студентов постажироваться в тех странах, которые они изучают. Также проект предполагает увеличение бюджетных мест по этим направлениям подготовки в университетах, развитие научной базы и сохранение лидерства российских ученых в изучении этих стран.

«Те молодые люди, которые сейчас идут на страноведческие специальности, выбирают страны Африки и Азии, они не прогадают. У них будет потом большое поле приложения своих усилий – в науке, бизнесе, дипломатии. За этим будущее, это страны с большим количеством молодого населения, это перспективно», – считает Могилевский.

Второй саммит Россия – Африка проходит в «Экспофоруме» в Санкт-Петербурге 27-28 июля, параллельно с ним организован экономический и гуманитарный форум. Девизом, как и в предыдущий раз, стало «За мир, безопасность и развитие».

«Президентская академия в 2023 году запустила программу ДПО “Менеджмент – Россия – Африка. Новые подходы в развитии экономических и гуманитарных отношений”. Кроме того, дополнительно вопросы реализации новых программ обсуждаются с университетами Эфиопии и Экваториальной Гвинеи», – сообщил 28 июля ректор РАНХиГС Алексей Комиссаров в кулуарах экономического и гуманитарного форума Россия – Африка.

«Африка – континент, который активно развивается в последнее время. При этом это огромная территория с большим населением и огромными запасами природных ресурсов. Исторически, в XVIII – начале XX веков, Африка не находилась в фокусе политики России. При этом практически весь континент был колониями западных стран – Франции, Португалии и других. В середине XX века СССР активно сотрудничал со многими странами Африки. Одна из форм сотрудничества – обучение студентов из этих стран. Для этого был даже создан специальный университет, который долго носил (а с марта 2023 года опять носит) имя Патриса Лумумбы – одного из ярких борцов за независимость Африки.

И несмотря на то, что Россия финансирует обучение африканских студентов из некоторых стран, это отнюдь не просто благотворительность. Помимо общечеловеческих смыслов – формирования специалистов, которые делают жизнь в этих странах лучше – есть ещё экономическая причина. В отличие от колониальной политики западных корпораций, которые добывают африканские ресурсы своими силами, Россия вкладывает средства в развитие элит африканских стран, в подготовку специалистов для их экономики. Таким образом создаётся почва для создания совместных предприятий на африканской земле. Это позволяет странам континента развивать самостоятельно свои экономики. Логично, что специалисты, которые учились в России, будут ориентированы на наши подходы и технологии. Это позволит корпорациям из России (Росатому, РЖД и многим другим) при работе на африканском рынке использовать местных инженеров, программистов и специалистов других профессий. И конечно, очень важен культурный обмен – чем лучше люди разных культур будут знать друг друга, тем лучше станет мир!» – напоминает директор научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин.

«Это безусловно то, к чему мы можем идти. На данный момент мы оцениваем ситуацию, разбираемся в том, какие потребности и в каких странах континента есть, чем мы можем быть полезны», – рассказала проректор РАНХиГС, комментируя предложение Владимира Путина открыть филиалы российских вузов на континенте Полина Немировченко.

«Мы открыли программу «Подготовка иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке» в прошлом учебном году. Тогда к нам приехали 17 иностранных студентов, преимущественно из Египта. В этом году количество слушателей существенно увеличилось. Расширилась также география. Сейчас у нас представлены Египет, Гаити, Йемен, Ирак, Сирия, Иордания, Экваториальная Гвинея, Бенин», – поделилась руководитель группы подготовки иностранных граждан Уральского института управления – филиала РАНХиГС Нина Бугуева.

«Сотрудничество в области образования представляет собой благодатную сферу для развития международных связей. Образование направлено на подготовку специалистов, охватывающих все сферы труда. В образование вовлечена в первую очередь молодежь: самый активный и подвижный социальный слой. Образование выступает в качестве своего рода локомотива, тянущего за собой сотрудничество в областях науки, техники,культуры, управления и многих других. Программы двойного диплома в значительной мере могут усилить положительные результаты международного образовательного сотрудничества. Российское образование ценится в мире, и Россия находится в числе лидеров по экспорту образовательных услуг. Сейчас, например, 10% всех обучающихся за рубежом студентов из стран Африки учатся в России. Широкое внедрение в практику программ двойного диплома может привести к уменьшению числа африканцев, физически находящихся в России, но также и увеличить число студентов — виртуальных мигрантов», — отметил доцент кафедры международных отношений РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат политических наук Александр Кутейников.

Поделиться в vk
Поделиться в telegram

Другие новости

19 мая, 2025

Тема дня: В России в 2026 году откроют 35 школ креативных индустрий

19 мая, 2025

«Бессмертный полк»: студенты и сотрудники Президентской академии в Санкт-Петербурге приняли участие в шествии в память о героях войны

19 мая, 2025

В Президентской академии в Санкт-Петербурге обсудили роль военных переводчиков в Великой Отечественной войне

19 мая, 2025

Сотрудничество и планирование: выезд Студенческих советов факультетов Президентской академии в Петербурге

18 мая, 2025

«Я говорю с тобой из Ленинграда…»: научная библиотека Президентской академии в Петербурге распахнула двери в «Ночь музеев»

16 мая, 2025

Тема дня: Около 30 тысяч вакансий для временной занятости несовершеннолетних размещено на платформе «Работа России»

16 мая, 2025

Студент Президентской академии в Петербурге на один день стал главой администрации Красногвардейского района

16 мая, 2025

Любовь, традиции и молодость в сердце Петербурга: как прошел Весенний бал академистов