Тема дня: Система образования в России работает над привлечением молодежи в инженерные науки

Новости РАНХиГС Санкт-Петербург

Тема дня: Система образования в России работает над привлечением молодежи в инженерные науки
29 сентября, 2023
Тема дня, Экспертное мнение

Источник: minobrnauki.gov.ru


Минобрнауки России совместно с Минпросвещения России продолжают реализацию мероприятий по развитию инженерного образования в стране. Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев провел заседание межведомственной рабочей группы, в ходе которого стороны обсудили результаты проделанной работы по данному направлению. Также они определи план деятельности, который позволит обеспечить качественную подготовку кадров для инженерной отрасли.

«Минобрнауки России совместно с участниками рабочей группы продолжает реализацию утвержденного плана мероприятий по развитию инженерного образования. Несмотря на то, что после разработки и реализации плана прошло не так много времени, – и в организационном, и в содержательном плане сделано уже много», – сообщил Дмитрий Афанасьев.

В апреле 2023 года был утвержден план из 29 мероприятий, направленный на вовлечение в научную деятельность школьников, студентов и преподавателей. Межведомственное взаимодействие позволяет поддержать будущих инженеров и сформировать путь в профессию со школы. Кроме того, план нацелен на повышение уровня компетенций преподавателей общеобразовательных учреждений и вузов, а также на демонстрацию новых практик и подходов образовательного процесса.

Так, в сентябре по всей стране прошли Всероссийские дни физики на базе школ и вузов. В школьных мероприятиях приняли участие порядка 425 тыс. обучающихся и педагогов. Программа включала проведение классных часов и тематических школьных мероприятий, научно-популярных и профориентационных лекций, а также курсы повышения квалификации для учителей инженерных предметов.

Вместе с тем тематические дни провели университеты из 23 регионов России, в том числе из новых регионов. Для 13,5 тыс. студентов и преподавателей организаторы провели интеллектуальные игры, лекции, индивидуальные и командные соревнования.

В рамках проекта также состоялся съезд учителей физики в Образовательном центре «Сириус». Более 1,5 тыс. педагогов из 77 регионов России стали участниками тематических секций, обменялись опытом и лучшими практиками с коллегами.

В настоящее время порядка 20 педагогических и инженерно-технических вузов участвуют в работе по развитию инженерного образования. Так, на базе Московского физико-технического института создан Центр развития физико-математического образования, где эксперты разрабатывают современные инженерные курсы, проводят программы повышения квалификации и организуют методическую и аналитическую поддержку по популяризации профильного образования.

Задача центра – повысить мотивацию обучающихся и преподавателей физики, а также трансформировать образовательный процесс для подготовки инженеров. Дмитрий Афанасьев подчеркнул, что результаты работы центра направлены на достижение технологического суверенитета, лидерства страны в этой области и развитие современных технологий.

Кроме того, ряд университетов станут ресурсными центрами по совершенствованию инженерного образования, в том числе МГУ имени М. В. Ломоносова, МИФИ, Курчатовский институт. Так, например, Адыгейский государственный университет будет координировать работу со школьниками и учителями новых субъектов и Юга России.

По итогам заседания было принято решение о ежегодном проведении указанных мероприятий, расширении состава межведомственной рабочей группы и продолжении работы по совершенствованию инженерного образования.

«Действительно, в текущей ситуации повестка крайне актуальна. Государством предпринимаются серьезные усилия для популяризации инженерных наук: в школах открываются «Точки роста», в регионах уже несколько лет работают и открываются новые детские технопарки – кванториумы.

Вместе с тем есть существенные проблемы в этом направлении. Около 5-6% школьников в 10-11 классах прекращают получение образования, а количество и доля школьников, сдающих ЕГЭ по физике (который нужен именно будущим инженерам), к сожалению, снижается уже несколько лет подряд», – отметил Борис Илюхин, руководитель научно-исследовательского центр систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС.

«План деятельности для обеспечения качественной подготовки кадров для инженерной отрасли может включать следующие шаги:

  • Анализ потребностей рынка труда: проведение исследования рынка труда в инженерной отрасли для определения востребованных профессий и навыков.
  • Развитие учебных программ: обновление и разработка учебных программ, которые будут соответствовать требованиям современного рынка труда и актуальным технологиям в инженерной отрасли.
  • Сотрудничество с предприятиями и вузами: установление партнерских отношений с предприятиями и вузами, чтобы создать возможности для студентов изучать практические аспекты своей профессии, принимать участие в стажировках и проектах.
  • Организация практического обучения: создание практической базы для обучения студентов, включая лаборатории, цехи и другие специализированные места, где они смогут применять полученные знания на практике.
  • Привлечение квалифицированных преподавателей: привлечение опытных и компетентных преподавателей, которые будут иметь практический опыт работы в инженерной отрасли и смогут передать свои знания студентам.
  • Установление стандартов оценки знаний: создание и использование стандартов оценки знаний студентов, чтобы убедиться в их готовности к работе в инженерной отрасли и соответствии современным требованиям.
  • Повышение развития профессиональных качеств: организация семинаров, тренингов и других мероприятий, направленных на развитие навыков коммуникации, руководства, принятия решений и других профессиональных навыков, необходимых для успешной работы в инженерной отрасли.
  • Содействие трудоустройству выпускников: установление связей с работодателями и организация карьерных ярмарок и конференций, чтобы помочь студентам и выпускникам найти работу в инженерной отрасли.
  • Систематическая оценка и коррекция: регулярная оценка результатов обучения студентов и анализ эффективности проводимых мероприятий, чтобы вносить коррективы в план обучения и достичь постоянного совершенствования.
  • Постоянное обновление знаний и технологий: поддержка преподавателей и студентов в получении актуальных знаний и навыков, связанных с развитием новых технологий и требований инженерной отрасли», — комментирует Дарья Дочкина, старший преподаватель географии РАНХиГС Санкт-Петербург.

Поделиться в vk
Поделиться в telegram

Другие новости

10 мая, 2025

В петербургском кампусе Президентской академии состоялась встреча с представителем администрации Ленинградской области

9 мая, 2025

«Голос поколений о войне» к 80-летию Победы звучит громче границ

9 мая, 2025

Поздравление с 80–летием Великой Победы

8 мая, 2025

Студенты Президентской академии в Санкт-Петербурге почтили память героев в радиоэфире ко Дню Победы

8 мая, 2025

Финалисты всероссийской премии «Лидер поколения» Президентской академии в Санкт-Петербурге посетили офис ВКонтакте

7 мая, 2025

Тема дня: В Волгограде в рамках международной акции «Сад памяти» высадили 80 молодых саженцев яблони, черешни и клена

7 мая, 2025

В Президентской академии в Петербурге стартовали мероприятия, приуроченные к 80-летию Великой Победы

7 мая, 2025

Семейная память о Великой Отечественной войне: на ФБТ Президентской академии в Петербурге рассказали о подвигах предков