
В Президентской академии в Санкт-Петербурге в рамках V Международного научно-практического форума состоялась секция «Инструменты таможенной логистики в новых условиях». Организатором выступил факультет безопасности и таможни, а модератором — заведующая кафедрой таможенного администрирования Анастасия Гетман.
В мероприятии приняли участие представители таможенных органов, руководители компаний Северо-Запада в сфере внешнеэкономической деятельности, учёные и студенты старших курсов.
Секцию открыл декан факультета таможенного дела Президентской академии Игорь Сергеев, обозначив ключевые векторы развития таможенной службы в условиях технологических и геополитических вызовов. Анастасия Гетман представила доклад о цифровой трансформации таможенно-логистических инструментов, подчеркнув необходимость системных изменений.


Практический взгляд на проблемы логистики озвучил исполнительный директор ООО «Транс-Бизнес Брокер» Сергей Лядов: «Последствия санкций трансформировали всю логистику. Товары и оборудование теперь приходится везти через третьи страны, часто через государства ЕС, что удлиняет и удорожает цепочки. Параллельно возникла проблема финансовых ограничений — блокировки в международных банковских системах усложнили расчёты».
Несмотря на активную цифровизацию таможенных процессов, участники отметили отставание законодательной базы. Генеральный директор ООО «Трансбалт» Ольга Медведева заявила: «Хотя цифровизация, электронное декларирование и элементы искусственного интеллекта значительно ускорили процедуры, законодательная база меняется гораздо медленнее, чем технологии. Таможенный кодекс и профильные законы не успевают за трансформацией электронного управления и структур».
Она также обратила внимание на отсутствие возможности оперативного прямого диалога между бизнесом и таможенными органами в сложных ситуациях, что создаёт дополнительные риски.


Доцент кафедры таможенного администрирования Президентской академии в Санкт-Петербурге Юрий Максимов проанализировал различия в регулировании внутри Евразийского экономического союза: «На уровне Евразийской экономической комиссии благодаря участию экспертов обсуждается множество вопросов. В этом аспекте заметны различия в национальных законодательствах стран ЕАЭС. Например, в Беларуси у декларанта есть два месяца для урегулирования задолженности, в Казахстане решение по классификации товара считается окончательным, а в России процедура позволяет его пересмотр».
Он подчеркнул, что сегодня существует запрос на сбалансированную конфигурацию, которая обеспечила бы эффективную работу системы для всех пяти государств-участников.
В своих выступлениях эксперты затронули вопросы развития транспортной инфраструктуры и обеспечения безопасности логистических цепочек. Доцент СПбГЭУ Назим Абуев отметил роль морского транспорта: «Морской транспорт, обладая практически неограниченной пропускной способностью, остаётся самым дешёвым, что делает его ключевым звеном в системе, несмотря на ограничения лишь в узких локациях».



Начальник отдела Пулковской таможни Маргарита Вернигорова на примере своего ведомства показала, как решаются задачи контроля перемещения товаров в современных условиях. Целями контроля перемещения товаров в современных реалиях, отметила она, в том числе, в условиях реализации специальных экономических мер, приоритетными целями которого ставится обеспечение экономической стабильности государства.
Особенностью секции стало активное включение студентов старших курсов в диалог, что позволило соединить теоретические знания с практическими кейсами и запросами отрасли.
Мероприятие подтвердило, что развитие таможенной логистики в новых условиях требует консолидации усилий государства, бизнеса и науки, внедрения цифровых решений и гармонизации регулирования на международном уровне. Президентская академия продолжает выступать площадкой для такого стратегического диалога.




