Открытый Петербург. Результаты исследований

Открытый Петербург. Выпуск 1: профессиональное развитие и образование.

Что петербуржцам интересно изучать, и какие знания кажутся им наиболее востребованными сегодня.

О методологии

В качестве целевой группы выступали респонденты-жители Санкт-Петербурга, имеющие доступ к сети Интернет, так как опрос распространялся при помощи онлайн сервисов (адресная рассылка, а также публикация опроса в веб-ресурсах). Данное обстоятельство ограничивает выборку активными пользователями сети Интернет.

Средний возраст респондентов 40 лет. При этом 2 респондентов отказались отвечать на вопрос о возрасте. Самый юный респондент 16 лет, самый старший 74 год.

Стоит сразу обратить внимание, что ядром выборки стали респонденты в возрасте от 16 до 25 лет. Это можно объяснить следующей причиной-предположением: основные платформы распространения опроса ВКонтакте – сообщество Института, где большая часть аудитории представлена студенческой молодежью, а также публикации в партнерском сообществе молодежного центра «Квадрат», целевая аудитория которого – молодежь в возрасте до 35 лет. Данное обстоятельство следует учитывать при интерпретации результатов.

Из всех опрошенных 77,8% не имеют детей, что от части может быть обусловлено выборкой. У 22,2% горожан есть ребенок/дети (из них у 8% более одного ребенка).

Преобладающее количество респондентов имеют на момент прохождения опроса имеют среднее общее образование (окончили 11 классов), 29,8% — высшее образование (бакалавр/специалист), 11% — высшее образование (магистратура), 8,3% получили среднее профессиональное образование и 5% окончили аспирантуру.

Большинство респондентов определили свое отношение к занятости как «не работающие» – 55,3%, из которых более половины отметили, что находятся в поиске работы. Еще 34,5% горожан работают по найму и 9,7% являются предпринимателями (ИП, самозанятый, ООО, фриланс и др.).

Об отношении к работе

Из всех опрошенных работающих горожан 45,4% отметили, что им нравится их работа и они хотели бы дальше развиваться на своем рабочем месте, здесь интересно отметить, что ¾ ответивших работают по найму.

Возраст респондентов этой группы представлен следующими значениями:

  • 39,39% — горожане старше 50 лет;
  • 30,30% — от 30 до 50 лет;
  • 30,30% — младше 30 лет.

То есть среди работающих по найму петербуржцев, которым нравится их работа и они хотели бы развиваться на ней, большинство респондентов в возрасте старше 30 лет.

Еще 18,6% работающих горожан указали, что хотят сменить профессию, но для этого им нужно обучаться (из них половина горожан в возрасте от 35 до 55 лет, 43,75% — от 20 до 35 лет и 18,75% — младше 20 лет).

13,4% отмечают, что хотели бы поменять должность, и для этого у них есть все необходимые знания. Еще 11,3% отмечают, что также хотели бы поменять должность, но для этого нужно обучаться.

Группе респондентов, определившим свой статус как не работающие, но в поиске работы, были заданы два дополнительных вопроса о механизмах поиска работы и особых пожеланиях к условиям работы.

Так рейтинг ресурсов поиска работы выглядит следующим образом:

  1. Карьерные сайты;
  2. Социальные сети;
  3. Знакомства;
  4. Служба занятости населения.

Здесь следует отметить, что вариант «служба занятости населения» набрал наименьшее количество выборов.

Говоря об особых пожеланиях к работе, более половины (58,8%) неработающих, но ищущих работу петербуржцев отметили «гибкий график». 22,1% отдают предпочтению работе с гибким графиком, 11,8% — смешанному формату работу, а 7,4% отметили, что не имеют особых пожеланий.

О профессиональном развитии

Далее респондентам было предложено ответить на вопрос, что чаще всего является основной причиной пройти обучение. Ключевыми причинами стели личный интерес к чему-то новому и желание повысить доходы. Полное распределение ответов представлено ниже:

  • 68,6% — мне просто интересно изучать что-то новое;
  • 54,4% — желание повысить свои доходы;
  • 43,4% — желание перейти в новую сферу или профессию;
  • 33,2% — желание получить новую должность;
  • 22,1% — без «корочки» не возьмут на работу;
  • 2,2% — я не заинтересован в обучении;
  • 1,8% — Долго не работал, надеюсь так повысить свои шансы.

* в данном вопросе был возможен множественный выбор ответов, поэтому данный перечень представляет собой топ по количеству выборов.

Интересно отметить, что личный интерес к новому в качестве основной причины указали 47,74% работающих респондентов. То есть несмотря на высокие позиции таких причин как желание повысить доход, где доля выборов работающими горожанами составила 40,98% и желание перейти в новую сферу или профессию, где доля ответов работающих горожан – 42,86% ведущей причиной оказалась личный интерес к новым знаниям.

В топ-3 интересных для обучения областей вошли: управление и менеджмент (административное управление, управление персоналом и др.), информационные технологии и digital (интернет-маркетинг, smm и др.) и продажи, маркетинг, реклама, PR.

  • Самые популярные направления среди горожан старше 50 лет: информационные технологии и digital (интернет-маркетинг, smm); социальные науки; образование; документооборот.
  • Самые популярные направления среди горожан в возрасте от 30 до 50 лет: управление и менеджмент (административное управление, управление персоналом и др.); информационные технологии и digital (интернет-маркетинг, smm и др.); образование; социальные науки; лингвистика, филология, перевод.
  • Самые популярные направления среди горожан в возрасте до 30 лет: управление и менеджмент (административное управление, управление персоналом и др.); продажи, маркетинг, реклама, PR; информационные технологии и digital (интернет-маркетинг, smm и др.); экономика (бухгалтерский учет, налогообложение, финансы, закупки и др.).

Наименее интересными респонденты отметили: направления технической сферы и инженерии; транспорт, логистика, автомобильный бизнес; строительство; природопользование и сельское хозяйство.

Об организации обучения

78,9% респондентов предпочитают обучаться только в вузах. Причем 66,5% выбирают в качестве места для обучения только государственные вузы. 8,1% предпочитают обучаться лично у профессионалов, которые известны в своей области. 7,7% отметили, что вообще не выбирают вузы, отдают предпочтение онлайн-школам или курсам.

Отмечая предпочтительный формат обучения, 44% респондентов отметили смешанный формат (и очно, и онлайн). 22% отдают предпочтению очному обучению, 7,8% рассматривают для себя только онлайн.

26,1% указали, что формат для них не имеет значения.

Здесь стоит отметить, что предпочтений среди возрастных групп не наблюдается.

Большинство участников исследования (43,4%) готовы посвящать не более 3 дней в неделю дополнительному профессиональному образованию. Еще 28,1% готовы уделять не более 2 дней в неделю. 24% горожан отметили готовность уделять 4 и более дней в неделю на обучение. И только 4,5% — не более 1 дня в неделю.

Респонденты отдают предпочтение долгосрочным образовательным программам.

30,8% участников исследования готовы обучаться полгода и более, 23,1% — 2-3 месяца. Только 5,4% отметили вариант обучения — около месяца и 2,7% — около двух недель. Продолжительность обучения для 38% респондентов не имеет значения.

Более половины респондентов (67,1%) готовы оплачивать самостоятельно профессиональные курсы, если сумма будет для них приемлемой. Почти все остальные согласны повышать квалификацию только за счет предприятия (организации). Только 2,3% отметили, что для них данное обстоятельство не имеет значение.

Здесь любопытно отметить, что среди выразивших готовность оплачивать курсы самостоятельно в равной степени представлены работающие и неработающие граждане.

Комментарий от эксперта. Ефимов Александр Михайлович – директор центра внутрикорпоративного маркетинга СЗИУ РАНХиГС.

Тенденция повышения востребованности digital-навыков и навыков управления понятна и очевидна. В ткущих условиях всем нам просто необходимо осваивать цифровой мир и его возможности для нашего профессионального роста.

Следуя информации, представленной опросными данными, петербуржцы не стремятся поголовно становиться digital-маркетологами, smm-щиками и PRщиками. Однако им важны эти знания и умения для того, чтобы отвечать веяниям времени и быть востребованными в своей профессиональной области.

Исследователи часто задаются вопросом: «Можем ли мы говорить о перенасыщении рынка маркетологами и специалистами по рекламе?». Полагаю, не можем. Спрос на качественные маркетинговые услуги продолжает превышать предложение.  Цифровизация затрагивает все отрасли экономической деятельности и требует от специалистов самых актуальных цифровых навыков. Кроме того, как показывают результаты исследования, петербуржцам в целом интересно развивать digital-навыки для общего развития и понимания новых отраслей, появляющихся на рынке труда.

Управленческие компетенции, в свою очередь, требуются специалистам для повышения в должности и покорения новых карьерных высот.

Пандемия коронавируса внесла значимые корректировки в образовательные предпочтения. В недавнем прошлом дискурс вокруг онлайн-образования складывался противоречивый. Условия вынужденной изоляции сделали аудитор образовательных курсов более лояльной к онлайн-обучению, чем раньше. Однако приверженность государственному образованию и высоким стандартам качества, которые предоставляют государственные вузы, осталась неизменной. Это, в свою очередь, не означает, что вузам можно расслабиться и просто снимать сливки с рынка образовательных услуг. Наоборот, следует обратить особое внимание на качество обучения и стремиться к большей гибкости учебных планов — такой, чтобы внедрять в него необходимые изменения было просто. По этому показателю государственные организации по объективным причинам проигрывают коммерческим образовательным центрам, и это в скором будущем может подорвать доверие и приверженность аудитории к дополнительному образованию, организованному при вузах.

Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в telegram
Поделиться в facebook