Одно из важных решений, которые человек принимает в своей жизни — это выбор профессии и карьерного пути, который определит качество всей его дальнейшей жизни.
В настоящее время выпускники школ испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, они плохо осведомлены о мире профессий, о требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях. Учащиеся старших классов еще мало задумываются о своих интересах, склонностях, способностях и оказываются неспособными соотнести требования, предъявляемые в той или иной сфере профессиональной деятельности, со своей индивидуальностью. Поэтому часто выбор дальнейшего пути обучения, профессии, совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений, под давлением необходимости выбора ЕГЭ.
Избежать ошибок при выборе профессии можно, соотнеся свои интересы со своими возможностями и способностями, собрав и проанализировав информацию о профессиях, рынке труда и образовательных услугах.
Сегодня профориентационная деятельность вузов является важнейшей составляющей их повседневной жизни. Высшая школа, в силу потребности в профессионально ориентированных молодых людях, использует многочисленные формы работы со школьниками на собственных площадках. Поэтому очень важен вопрос осознанного выбора абитуриента, формирования его устойчивых профессиональных интересов, позволяющих выбрать направление подготовки в вузе. Летняя профориентационная школа на площадке УОЦ «Академия» может рассматриваться как одна из активных форм профориентационной работы, привлекательная для учащихся возможностью совместить отдых с собственным образованием.
Цель программы:помощь учащимся в осознанном и ответственном выборе будущей профессии.
Задачи:
- Формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора;
- Повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры;
- Осознание своих желаний и возможностей;
- Исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей.
Программа летней школы предлагает участникам необычный формат взаимодействия: он состоит не только из профориентации, но и из различных развлекательных и командообразующих мероприятий. Прежде всего, это большое количество образовательных и информативных мероприятий: тренинги, деловые игры, мастер-классы, презентации факультетов и т.д. В течение всей школы участники смогут понять, какие именно направления им интересны.
Конечно, помимо этого, участников ждет огромное количество развлекательных и атмосферных мероприятий — они разбавят образовательную направленность и сделают профориентацию не только полезной, но ещё и интересной.
Содержание
Образовательная программа состоит из трех блоков:
1 блок – групповая работа с психологом по профориентации
В этом блоке работа ведется с профессиональным педагогом-психологом по трем направлениям:
«Я и мои возможности» — самопознание, определение интересов и склонностей, формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии. (Тренинги: «Знакомство»; «Способности – интересы — возможности»; «Умение вести себя в стрессовой ситуации»)
«Мир профессий» — знакомство с многообразием профессий; классификации профессий, признаки профессий; профессия, специальность, должность; особенностями и требованиями профессионального труда в различных сферах деятельности; представление информации о современном рынке труда; пути получения профессии; профессиональные учебные заведения. (Тренинги: «Путешествие в мир профессий»)
«Проектирование профессионального жизненного пути» — ошибки при выборе профессии; стратегия выбора профессии, факторы необходимые учитывать при выборе профессии; формирование навыков использования алгоритма принятия решений, соответствия выбранной профессии своим склонностям и особенностям. (Тренинги: «Личностный рост»; «Я и профессия моей мечты»; «Как выбрать профессию. Технология принятия решений»)
Реализация данного блока осуществляется через проведение консультирования, проведение психологических игр, тренингов.
2 блок – знакомство с СЗИУ РАНХиГС
Данный блок предполагает презентацию факультетов, структурных подразделений СЗИУ РАНХиГС. В период работы школы будут организованы встречи со студентами института, представителями факультетов, приемной комиссии. Участники познакомятся с направлениями подготовки, правилами и особенностями поступления в СЗИУ, поучаствуют в мастер-классах, играх, организованными факультетами.
3 блок — встречи с профессионалами
«Живое» общение, встречи с яркими профессионалами, представителями различных профессий, которые поделятся своим опытом, историей успеха и советами. Учащиеся узнают о специфике различных профессиональных направлений, а также требованиях работодателей к специалистам в данной области. Исходя из желаний учащихся, могут быть организованы встречи с представителями следующих профессий: юрист, менеджер, журналист, государственный служащий, врач, военный, пиар-менеджер, таможенник и др.
Культурно-досуговая программа предполагает ежедневные:
- Спортивные, настольные, развлекательные игры;
- Вечерние мероприятия (квесты, конкурсы, дискотеки и т.п.);
- Круглый стол «История Карельского перешейка».
Примерный регламент
Утро | |
9.00-9.30 | Подъем |
9.30- 10.00 | Зарядка |
10.00-11.00 | Завтрак |
11.00-13.20 | Образовательный блок |
День | |
13.30-14.30 | Обед |
14.30-15.00 | Личное время |
15.00-16.30 | Образовательный блок |
16.30-17.00 | Полдник |
17.00- 18.30 | Время отрядного мероприятия |
Вечер | |
18.30-19.30 | Ужин |
19.30-20.00 | Личное время |
20.00-22.30 | Вечернее мероприятие |
22.30-23.00 | Отбой |