Спикеры обсудили практики применения нового закона о такси.
21 ноября в пресс-центре «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная практике применения нового Закона о такси (580-ФЗ).
В конференции приняли участие автор поправок в ФЗ 580, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите конкуренции Сергей Лисовский, директор ООО «Управление регионами» ГК Maxim Максим Шушарин, доцент кафедры таможенного администрирования Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат социологических наук Дарья Щербакова, директор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин, директор центра компетенций АНО Международный форум такси Станислав Швагерус.
Участники встретились с федеральными СМИ и представителями отрасли.
«1 сентября 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Прошел год, по итогам реализации ФЗ понятно, что его надо дорабатывать (это естественно, так это и происходит).
Закон берет за основу условно «московскую» модель, то есть модель таксопарков, которые возможны в крупных агломерациях. На остальной территории России услуга такси оказывается неограниченным количеством по факту самозанятых перевозчиков, в большей части являющихся подработчиками (те, кто через приложение (агрегатор) берут попутчиков), на личных автомобилях.
Произошло, что 580-ФЗ по обязательным требованиям к перевозчикам приравнял физических лиц (самозанятых) к транспортным предприятиям.
В среднем по регионам отток водителей с рынка составил 40-50%, они не перестали «таксовать», а просто ушли в «серую зону» — в чаты и соцсети, где водитель и пассажир договариваются напрямую, минуя агрегатор, что означает рост криминала и уход от налогов. Поэтому в регионах теперь не дождаться такси, стоимость поездок выросла в два-три раза», – рассказывает Дарья Щербакова.
Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге обратила внимание на несоответствие стратегических документов развития транспортной системы страны и требований нового ФЗ-580.
«На пресс-конференции были озвучены основные предложения по правкам в ФЗ-580, включая облегчение требований к медицинскому и техническому осмотрам, необходимости новых правил страхования ответственности водителей такси.
Региональные агрегаторы готовы к борьбе. Монополизация отрасли неприемлема. Только конкуренция способствует развитию, а транспортная доступность — один из его индикаторов», – заключила Дарья Щербакова.