
Около 23% россиян стали чаще покупать продукцию брендов местного производства, а 68% выбирают отечественные марки потому, что хотят поддержать локальные компании, следует из результатов опроса НПФ «Открытие».
При этом превалирующее большинство россиян (70%) отметили, что покупали товары и пользовались услугами зарубежных брендов, которые за последние полтора года покинули российский рынок. Однако подавляющее число опрошенных смогли адаптироваться к уходу привычных иностранных брендов, найдя замену среди оставшихся иностранных аналогов или продукции местных производителей.
Так, согласно опросу, 43% респондентов выбирают вместо ушедших иностранных брендов продукцию других марок, 33% ответили, что уход иностранных брендов никак не повлиял на их поведение как потребителя, а 23% отпрошенных стали чаще покупать продукцию брендов местного производства. Только 5% респондентов ответили, что все иностранные бренды, которыми они пользовались, остались на российском рынке.
В то же время четверть опрошенных перешли на продукцию отечественного производства, поскольку не смогли найти аналоги ушедших иностранных брендов, а 21% опрошенных всегда пользовались продукцией местных брендов.
Сложнозаменяемыми товарами для респондентов оказались лекарства – 46%, товары категории авто и мото – 43%, одежда, обувь и аксессуары – 33%, косметика, уходовые и гигиенические средства – 29%. Одна пятая часть опрошенных ответили, что им сложно подобрать аналоги кормам для животных, а также 12% ответили, что не находят замену лекарствам для животных. 13% респондентов назвали сложно заменимой категорией одежду и обувь для детей, еще 9% не находят замену другим детским товарам.
Как считают в НПФ «Открытие», россияне смогли адаптироваться к новым условиям и скорректировать свои принципы поведения в части потребления товаров и услуг. К меняющимся внешним условиям адаптируются и компании, чтобы предоставить потребителям новые лучшие товары, услуги и сервис, добавили там.
В исследовании НПФ «Открытие» приняли участие около 600 мужчин и женщин в возрасте 30-60 лет.
«Предложение товаров, которые являются “сложнозаменяемыми” согласно результатам исследования, будет происходить за счет импорта. “Покупай отечественное” – это потребительское поведение, которое можно увидеть в некоторых странах. Например, Южной Корее, Беларуси. Главное, чтобы это отечественное производилось в условиях свободной конкуренции, тогда стремление покупать отечественные продукты будет базироваться на предпочтениях, свойственных любому потребителю, а именно цена-качество. В современном мире нет ни одной страны, которая могла бы себя обеспечить всем необходимым для промышленности и домашних хозяйств.
Если отечественные производители занимают достойную нишу на собственном рынке – это нормально. А в условиях затруднений со сбытом на внешние рынки – еще и условие выживания. Но импорт нужен для восполнения рынка продуктами, которые не производятся или производятся недостаточно, а также для поддержания должного уровня конкуренции с тем, чтобы отечественные производители постоянно повышали качество своих продуктов и не завышали цены на них. Рыночность нашей экономики позволяет адаптироваться к новым условиям, следование либеральным правилам осуществления внешнеторговой деятельности – не допустить торгового дефицита. Призывы сделать “заменяемыми” все товары утопичны», – говорит Галина Баландина, старший научный сотрудник Лаборатории макроэкономических исследований Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.
«Информация о доле импорта в розничной торговле сейчас закрыта. Однако по данным всех наших опросов продовольственного самочувствия, которые проводились с 2015 по 2023 годы, респонденты тоже всегда отмечали, что предпочитают российские продукты», – говорит Наталья Шагайда, директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС.
«Выбор отечественной продукции способствует развитию местной экономики, созданию рабочих мест и снижению зависимости от импорта. Также приобретение товаров российских производителей обеспечивает доступ к свежим и качественным продуктам для потребителей и снижает издержки на производство и транспортировку»- эксперт РАНХиГС Санкт-Петербург Дарья Дочкина.