
31 октября в Научной библиотеке Президентской академии в Санкт-Петербурге состоялось открытие международной научной конференции «500 лет начала освоения Северного морского пути: история и современность». Мероприятие, объединившее ведущих экспертов из России и зарубежных стран, было приурочено к знаменательной исторической дате и подписанному президентом России Владимиром Путиным указу о праздновании 500-летия начала освоения СМП.
С приветственным словом к участникам обратился директор Президентской академии в Санкт-Петербурге Андрей Хлутков. Он напомнил, что точкой отсчета в истории Северного морского пути принято считать октябрь 1525 года, когда итальянский географ Паоло Джовио на основе рассказов русского дипломата Дмитрия Герасимова составил первую известную карту Московии, включив в нее северные территории и высказав предположение о возможности достичь по морю «границ Китая».

Центральным событием дня стало пленарное заседание, модератором которого выступил директор Центра арктических исследований и проектов Президентской академии в Санкт-Петербурге Александр Сергунин.
С докладом «Основные этапы освоения Северного морского пути: итоги и перспективы» выступил заведующий кафедрой сравнительных политических исследований Президентской академии в Санкт-Петербурге Валерий Конышев. Он, в частности, провёл историческую параллель, рассказав о Мангазее – процветавшем в XVI-XVII веках торговом центре в Западной Сибири.

«Торговля через Мангазею приносила доходы, сопоставимые с годовым бюджетом государства, играя ключевую роль в преодолении Смутного времени», – отметил Валерий Конышев. Однако геополитические угрозы привели к царскому запрету 1619 года, который, хотя и был избыточным, надолго прервал поморскую торговлю через Карское море. Это, по словам учёного, стало важным уроком: развитие Арктики неразрывно связано с геополитикой и требует взвешенных решений.



Александр Сергунин в своем выступлении о перспективах создания Трансарктического транспортного коридора сместил фокус на современность. Он подчеркнул, что в советское время СМП воспринималась преимущественно как национальная морская артерия. Сейчас же ставится задача создания международного транспортного коридора на основе СМП. «Однако, когда речь идет о современной реальности трансарктических транспортных маршрутов, возникают серьёзные практические вызовы, – заявил Александр Сергунин. В частности, согласно российскому законодательству, СМП – это акватория, ограниченная исключительной экономической зоной России и простирающаяся от Карских ворот и мыса Желания на севере архипелага Новой Земли до Берингова пролива на востоке.

Доцент Российского государственного гидрометеорологического университета Сергей Арапов осветил правовые аспекты исторического развития и современного функционирования СМП. Он выделил два ключевых принципа укрепления позиций России в Арктике: единство фактического контроля и юридического закрепления, а также определяющая роль технологий. «Развитие ледокольного флота потребовало разработки новых правовых норм, которые должны учитывать уникальные вызовы Арктики», – констатировал Сергей Арапов.

Взгляд экономиста представила ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики Российской академии наук Мадина Тураева, рассказавшая о транспортной связанности Евразии и транзитных перспективах для СМП. Она отметила, что кардинальные изменения в международных отношениях «перекроили географию транзита». «Северный морской путь, являясь географически евразийским коридором, пока остается национальным маршрутом; для повышения его транзитного значения необходим комплекс решений», – резюмировала Мадина Тураева, связав будущее СМП с общим смещением мирового экономического центра в Азию.



На секциях обсуждались история освоения СМП с учётом геополитических, научных и идентичностных аспектов, современные экономические, логистические, экологические, правовые и международные проблемы и перспективы его развития, включая сотрудничество с партнёрами по БРИКС, ЕАЭС и странами Азии, а также международное сотрудничество и перспективы новых арктических транспортных проектов с участием иностранных экспертов.
Особенностью конференции стало проведение Шестой молодёжной арктической модели на борту легендарного ледокола «Красин», где студенты представили свои проекты по развитию транспорта, социально-экономической сферы и международного имиджа СМП.
Проведенная конференция наглядно показала, что история Северного морского пути, насчитывающая пять столетий, не только является предметом научного изучения, но и служит прочным фундаментом для амбициозных проектов будущего, таких как Трансарктический транспортный коридор, инициатива по созданию которого была выдвинута Президентом России в 2025 году.




