Правительство утвердило Концепцию подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года.
Модернизация системы отраслевого образования в условиях роста востребованности строителей и работников ЖКХ – главная задача, поставленная Концепцией подготовки кадров для строительной отрасли и ЖКХ до 2035 года.
Согласно документу, по итогам 2024 года численность специалистов, занятых в строительстве и ЖКХ, должна составить 6,5 млн человек, в 2030 году – 6,8 млн, а в 2035-м – 7,3 млн. Число работников должно пополняться в том числе за счет молодых специалистов, которых должны выпускать отраслевые вузы и колледжи. Образовательным организациям предписано ориентироваться на ликвидацию разрыва между требованиями образовательных программ и реальными потребностями отраслей.
В вузах, техникумах и колледжах будет увеличена доля практических занятий, ориентированных на выработку навыков, необходимых в работе. В формировании образовательных программ примут участие предприятия и компании реального сектора. Продолжится работа по созданию корпоративных кафедр и реализации стипендиальных программ поддержки.
Еще одно направление работы, в котором должны участвовать вузы, – разработка моделей по выявлению и отбору учащихся 6–11 классов, которые хотят выбрать строительные профессии. Школьники смогут стать участниками программ предпрофессионального развития и различных мероприятий по профориентации.
Для популяризации строительных профессий будут проводиться конкурсы детских и молодежных работ, а соцсети и популярные мессенджеры будут информировать о развитии отрасли и наборах на целевое обучение.
План мероприятий по реализации концепции будет разработан Минстроем в ближайшие три месяца.
«Концепция подготовки кадров для строительства и ЖКХ нужна. Документ должен учитывать особенности и специфику подготовки кадров для сферы ЖКХ. Об этом говорилось на многих экспертных площадках, в частности на заседании комитета по ЖКХ ТПП. Необходимо включить в план конкретные меры по улучшению подготовки кадров для ЖКХ, например, необходимо перейти на подготовку очень востребованной специальности – инженер-экономист по управлению жилыми домами», – считает Евгений Блех, профессор кафедры теории и систем отраслевого управления Факультета инженерного менеджмента ИОМ Президентской Академии.
«Концепция подготовки кадров для строительной отрасли и ЖКХ до 2035 года представляет собой значимый шаг к обеспечению квалифицированными кадрами этих ключевых отраслей экономики. Проблема дефицита специалистов на фоне высокого спроса на строительство и услуги ЖКХ требует системного подхода, и утвержденный документ закладывает важную основу для решения этой задачи. Основное внимание уделено именно практической подготовке специалистов и тесному взаимодействию образовательных учреждений с реальным сектором. Такой подход способствует устранению разрыва между теорией и практикой и позволяет выпускникам быстрее адаптироваться к условиям рынка. Интерес вызывает и направление работы с молодежью, где предусмотрены профориентационные программы для учащихся школ. Это позволит с раннего возраста прививать интерес к строительным профессиям и осознанно готовить молодежь к востребованным специальностям. Сочетание корпоративных кафедр, стипендиальных программ и активного информирования о возможностях отрасли также может помочь привлечь внимание к этим профессиям и укрепить престиж рабочих специальностей», – комментирует Станислав Гужов, руководитель проекта Дирекции развития Президентской академии, эксперт комитета ГосДумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
«Одним из приоритетов в сфере развития региональной инфраструктуры является модернизация коммунальной инфраструктуры, включая системы ЖКХ. Проблемы в этой сфере имеют давние корни и требуют комплексного подхода для их решения. Проекты по обновлению инфраструктуры ЖКХ направлены на улучшение уровня комфорта и безопасности жизни граждан в регионах, а также повышение качества обслуживания», – говорит декан факультета среднего профессионального образования Президентской академии в Санкт-Петербурге Анна Дочкина.